«Сибирь» спущена на воду!
Буксир Росатомфлота «Юрибей» спущен на воду
Росатомфлот обеспечил первый заход в порт Сабетта танкера-газовоза «Кристоф де Маржери»
Росатомфлот и «Норникель» продлили договор

Новости предприятия

04.09.09: Выбор льдины-2

Первая льдина была обнаружена с максимальной точностью, поскольку наблюдение за ней из космоса велось на протяжении полутора лет. Тем не менее, визуальное наблюдение через спутник - это только первая часть работы. Далее следуют уже эмпирические исследования. Как говорят специалисты, толщина первой исследованной льдины составляет 3 метра.

Решение о выборе льдины на момент написания этой записи не принято. В настоящий момент мы вошли в ледовое поле, был спущен трап.

Чуть позже «Ямал» приступил к разгрузке имущества станции «СП-37» на ледовое поле, которое находится на 81 градусе северной широты. Это практически круглое ледовое образование размером 12 на 12 километров.

Мы ориентируемся на московское время, поэтому днем у нас темнее, чем ночью, и организм чувствует, что что-то не так. По-прежнему полярный день, но сумерки уже понемногу подкрадываются. До ближайшей земли - тысячи километров, и все усилия сейчас сосредоточены на том, чтобы сделать льдину максимально пригодной для жизни 16 человек…

В 4 часа утра на вертолете была проведена ледовая разведка, определены координаты, после совещания было принято решение по поводу льдины. «Мы рассчитали положение льдины на момент высадки и фактически точного вышли на нужное нам расположение», - говорит Сергей Фролов, заведующий лабораторией ледового плавания НИИАА.

Льдина пришла к нам из канадского сектора Арктики, родины самых толстых многолетних льдов, через море Бофорта, после чего приняла российское гражданство и стала базой для научных исследований. Как я уже писал, первоначально для мониторинга было выбрано 15 кандидаток. Мониторинг велся при помощи радиолокационных и фотографических спутниковых снимках высокого разрешения. Затем определились 5 льдин-лидеров, и только после этого при вылете на вертолете и изучении каждой из льдин было принято решение…

«Радиолокационные снимки - всепогодные, а вот снимки видимого диапазона зависят от облачности: если район закрыт облаками, мы ничего не видим, - говорит Сергей Фролов. - При анализе используется оба диапазона, при их совмещении появляются контрасты, при которых легче опознать ледовые поля. Прежде всего потому, что мы получаем снимки больших районов, и можем видеть, куда дрейфуют нужные нам льдины. Благодаря такому ежедневному мониторингу и были отслежены интересующие экспедицию поля».

Выяснилось, что существует несколько систем дрейфа. Первый – это трансарктический дрейф, например, когда лед из морей сибирского шельфа, из чукотского моря льдина уносится в пролив Фрама между Гренландией и Шпицбергеном. Но также существует еще экспональный круговорот, при котором на Таймыре в бухте Заря льды дрейфуют по часовой стрелке (так называемый циклональный круговорот). Знаменитая станция «СП-22» продрейфовала таким образом 9 лет.

«Радиолокационные снимки позволяют отделить старый лед, возрастом два года и больше от однолетних льдов, - говорит Сергей Фролов. - Таким образом, выбрано практически круглое поле размером 12 на 12 километров, в северо-восточной части ледового поля имеются торосы, торосы есть в западной части льдины. В центре же есть три так называемых ядра, то есть там лед повышенной толщины на которых, судя по всему, и будет размещена станция СП-37. В местах повышенной толщины льда было произведено бурение, толщина льда там больше 3 метров»…

Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.