Новости предприятия

18.06.10: Эксперты о российской атомной отрасли

Эксперты о российской атомной отрасли



Правительство РФ одобрило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года

     3 июня правительство РФ одобрило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с перспективой до 2030 года, представленную министром энергетики РФ Сергеем Шматко. В России до 2030 г. будет построено 173,4 ГВт новых мощностей, что на 7% меньше, чем предполагалось ранее ввести к 2020 г. Прогноз уровня электропотребления к 2020 году при корректировке Генеральной схемы был снижен с 1 710 млрд кВтч до 1 288 млрд. кВтч (в базовом варианте). По прогнозам к 2030 году данный показатель составит 1 553 млрд кВтч в базовом варианте.
Для удовлетворения растущего спроса на электроэнергию планируется к 2030 году ввести 173 ГВт новых генерирующих мощностей. В том числе 43,4 ГВт на АЭС; 11,8 ГВт на ГЭС; 112,1 ГВт на ТЭС; 6,1 ГВт с использованием возобновляемых источников энергии.
Общий объем вывода из эксплуатации энергоблоков согласно проекту корректировки Генеральной схемы составит 67,7 ГВт генерирующих мощностей к 2030 году, в том числе 16,5 ГВт АЭС и 51,2 ГВт ТЭС.
Планируемая к реализации модернизация электросетевого комплекса позволит снизить показатели потерь электроэнергии в сетях с 12% в 2010 году до 8% через 20 лет.
Для реализации Генеральной схемы общая потребность в капиталовложениях на развитие электроэнергетики составит 20 трлн руб. (в ценах 2009 года).


     Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»: «Атомная энергетика стоит в новой схеме на одном из первых мест»

     Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики должна была быть пересмотрена, как из-за того, что её первый вариант не был до конца реалистичным, так и потому, что кризис внёс определённые коррективы, снизив потребности экономики в электроэнергии. Новая схема позволит эффективнее расходовать средства на строительство, сэкономить часть из них, добиться повышения КПД электростанций всех типов, сократить потери электричества, добиться скорейшего внедрения энергосберегающих технологий, повысить энергоэффективность производства.
    Атомная энергетика стоит в новой схеме на одном из первых мест. Это означает, что государство понимает всю важность АЭС для развития экономики страны и готово вкладывать в атомную генерацию средства. На АЭС к 2030 году запланировано ввести 43,4 ГВт генерирующих мощностей, что является вторым показателем в генеральной схеме. При строительстве новых мощностей АЭС получит дополнительный толчок к развитию отечественная наука и техника, которые будут разрабатывать как практические вещи для использования на АЭС, так и новые теоретические обоснования создания реакторов нового поколения. То есть это и будет тот самый путь инноваций и модернизации, о необходимости которого было заявлено на самом высоком государственном уровне. Естественно, что строительство новых АЭС потребует квалифицированных кадров, которые будут подготовлены в отечественной высшей школе.
    Скажется новая генеральная схема и на экономике, причём, не только всей страны, но и тех регионов, где будут сооружаться АЭС. Косвенно новая схема позволит расширить представительство России и в мировой атомной энергетике. Выразится это в том, что строительство новых АЭС в России позволит вызвать интерес к нашей ядерной энергетике у тех стран, которые намерены построить АЭС у себя.

 

     Екатерина Трипотень, аналитик ИК «Совлинк»: «Темпы ввода блоков АЭС в новой генсхеме, даже если сделать поправку на «лишние» 10 лет, снижаются незначительно»

    Корректировка генсхемы назрела с момента начала кризиса, вызвавшего резкий спад потребления электроэнергии: стало понятно, что столько мощностей, ввод которых предусматривала прежняя версия инвестпрограммы отрасли, просто не нужно, многие проекты перестали быть привлекательными для инвесторов, которые пришли в генерацию вместо РАО ЕЭС, в силу изменения макро-  и финансовых параметров. В результате срок охвата генсхемы продлили до 2030 г., а ввод мощностей в ней запланировали меньший, чем планировалось прежде до 2020 г. Немного изменилась и структура вводов, серьезно сократился объем вложений.
     Что касается роли атомной энергетики в скорректированной генсхеме, темпы ввода блоков АЭС в новой генсхеме, даже если сделать поправку на «лишние» 10 лет, снижаются незначительно: если раньше предполагалось ввести около 32 тыс. МВт атомных мощностей в период с 2006 по 2020 г., или по 2,3 тыс. МВт в среднем в год, то теперь планируется ввести 43,4-50,3 тыс. МВт до 2030 г., или по 1,8-2,1 тыс. МВт в год. Что с учетом снижения вводов в целом по генсхеме говорит о приоритете, отданном именно атомной энергетике. Также предполагается, что доля атомной энергетики в общей выработки вырастет, в то время как доля ГЭС сократится с 21% до 16,8%.

 

ОАО «Атомредметзолото» заключило с компанией Uranium One


     ОАО «Атомредметзолото», добывающий дивизион Госкорпорации «Росатом», заключило с компанией Uranium One Inc. соглашение, в соответствии с которым АРМЗ увеличивает свою долю в капитале Uranium One Inc. посредством выкупа дополнительной эмиссии Uranium One Inc. (356 млн обыкновенных акций). В качестве оплаты за этот пакет ОАО «Атомредметзолото» вносит 50% акций АО «СП «Акбастау», 49,7% акций АО «СП «Заречное», а также $610 млн денежными средствами. После закрытия сделки принадлежащая Урановому холдингу «АРМЗ» доля в акционерном капитале Uranium One Inc. составит не менее 51% против 23,1% на текущий момент.

    Сергей Кондратьев, старший эксперт Фонда "Институт энергетики и финансов": «Это продолжение стратегии Росатома по выстраиванию вертикально-интегрированного холдинга, объединяющего все звенья в производственной цепочке»

     Увеличение доли "Атомредметзолота" в капитале одной из крупнейших и наиболее эффективных в мире компаний по добыче урана Uranium One можно рассматривать как продолжение стратегии Росатома по выстраиванию вертикально-интегрированного холдинга, объединяющего все звенья в производственной цепочке - от добычи и обогащения сырья до строительства новых АЭС и переработки РАО. Получение контроля в Uranium One существенно повысит доступную Росатому сырьевую базу и позволит претендовать на закупку большей части производимого Uranium One уранового концентрата. Это приобретение также сделает более сбалансированными активы Росатома - компания располагает крупнейшими в мире обогатительными мощностями, но, до этой сделки, имела ограничения по сырью (из-за того, что после распада СССР крупные месторождения урана остались в Казахстане и Узбекистане).
      Крайне важным является тот факт, что, несмотря на мировой экономический кризис, Росатом сохранил и продолжает реализовывать планы по развитию компании как внутри страны, так и на зарубежных рынках. Сделка с Uranium One позволит обеспечить топливом имеющийся портфель заказов на строительство АЭС (в Индии, Вьетнаме, Турции и др. странах) и укрепить позиции России на зарубежных рынках.



Подписано соглашение о сотрудничестве в строительстве третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС

     9 июня в Киеве генеральный директор государственной корпорации "Росатом" Сергей Кириенко и министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко подписали соглашение о сотрудничестве в строительстве третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой атомной электростанции. " Это реально партнерское соглашение", - заявил Сергей Кириенко. По его словам, Украина является одним из лидеров в производстве электроэнергии на АЭС, но уже достаточно давно здесь не строилось новых станций. По его словам, российская сторона возьмет на себя большие обязательства по финансированию проекта. Со своей стороны, Бойко также заявил о том, что считает этот проект очень важным и взаимовыгодным для обеих стран.

      Иван Андриевский, управляющий партнер НКГ «2К Аудит - Деловые консультации»: «Россия, помимо подрядного контракта, может рассчитывать на участие в экспорте электроэнергии в Европу с территории Украины»

      России интересны запасы урана на Украине. Прогнозные запасы урана в стране оцениваются в 250 тыс. тонн. Участие в разработке этих запасов позволит России увеличить свою ресурсную базу и нарастить добычу. К тому же данный вопрос имеет и политический оттенок - украинским рынком ядерного топлива активно интересуются США, поэтому Россия уступать не намерена.   Украина, в свою очередь, также заинтересована в разработке урановых месторождений. Сегодня в стране добывается лишь около трети уранового сырья, потребляемого на Украине. Инвестиции в этот сектор за счет российских партнеров позволят увеличить объемы добычи урана в стране. Кроме того, Украина получит возможность создать в стране топливно-ядерный цикл. Речь идет о заводе по производству ядерного топлива. Сегодня Украина вынуждена направлять урановое сырье в Россию, где из него делают ядерное топливо, которое поставляется обратно на украинские АЭС. Собственный завод позволит исключить этот процесс, что значительно понизит себестоимость топлива для украинских компаний.
      Что касается строительства 3 и 4 энергоблоков Хмельницкой АЭС, то здесь Россия, помимо подрядного контракта, может рассчитывать на участие в экспорте электроэнергии в Европу с территории Украины.
     Сотрудничество с украинским Турбоатомом также интересно Росатому. Выпуск тихоходных турбин в России только налаживается. Учитывая рост спроса на строительство АЭС, отечественные машиностроители могут и не справиться с объемом заказов. В этом плане сотрудничество Росатома с Турбоатомом весьма кстати.

 

        Василий Конузин, аналитик ИФК «Алемар»: «Сотрудничество с Украиной принесет главным образом эффект синергии для атомного машиностроения»

        Сотрудничество с Украиной принесет главным образом эффект синергии для атомного машиностроения за счет включения в свой производственный цикл украинских производственных мощностей. Несмотря на то, что Росатом фактически сформировал полный производственный цикл в машиностроении, украинские предприятия потенциально увеличат его производственные возможности, а кроме того повысят эффективность за счет включения в контур СП ведущих украинских предприятий в области силового машиностроения.
Для России это очередной шаг на пути к зарубежной экспансии. Непосредственные экономические выгоды от реализации проекта сводятся к увеличению портфеля заказов машиностроительных, проектных и инжиниринговых компаний Росатома. Сама экономика станции пока не ясна, поскольку условия реализации электроэнергии (долгосрочные контракты) пока не опубликованы - все будет зависеть от того, какая формула цены будет использована и согласится ли украинское правительство на то, чтобы заложить экономически обоснованную норму возврата на вложенный капитал.
        Для Украины проект крайне выгоден: страна получит новые мощности, которые к тому же будут построены преимущественно на российские деньги (РФ и коммерческих банков). Кроме того, с включением украинских заводов в периметр СП, потенциально они получат доступ к портфелю заказов Росатома. Вовлечение Турбоатома оправдано как в контексте удешевления стоимости проекта по достройке Хмельницкой АЭС, так и в контексте снижения затрат на модернизацию российских АЭС (на большинстве стоят его турбины).
Главным образом интерес с точки зрения завоевания рынка Украины - с вводом завода Росатом сможет замкнуть производственный цикл АЭС - от сырья до конечных продуктов (электроэнергии и тепла), а также утилизации ОЯТ.
      Украина добилась серьезных преференций в экономических взаимоотношениях с РФ: скидка на газ, интеграция в ядерном комплексе. Учитывая, что зачастую политикой движут экономические стимулы, более тесная кооперация Украины и РФ, особенно в наукоемких отраслях, должна сблизить политические позиции двух стран.

Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.