Новости предприятия

14.12.10: Все идет по плану

Все идет по плану
Атомщики и инжиниринговые компании Росатома заканчивают год с хорошими достижениями


     Уходящий 2010 год стал для Программы развития отрасли годом реализации крупных проектов в сфере ядерной энергетики. Запущен в промышленную эксплуатацию 2-ой блок Ростовской АЭС, произошел физический пуск АЭС в Бушере (Иран). Выходит на финишную прямую строительство 4-го блока Калининской АЭС (его физпуск назначен на сентябрь 2011 года). Успешно возводятся новые блоки на Нововоронежской, Ленинградской станциях. Российские атомщики готовы выйти на новый уровень, и, вместе с зарубежными стройками ежегодно сдавать в эксплуатацию по два энергоблока. Одновременно на ряде уже действующих АЭС проводятся работы по повышению мощности энергоблоков. На Кольской АЭС реактор выдает теперь 107% мощности. А недавно успешные испытания на повышение мощности на 7% прошли на 3-м блоке той же станции.


     «Ловушка» приплыла в Нововоронеж
     На Нововоронежской АЭС-2 новые блоки строятся по проекту «АЭС-2006», в котором применяется уникальная российская технология безопасности – устройство локализации расплава (УЛР) – «ловушки расплава». Ее доставка и установка – значимые события в жизни строящегося блока, знаменующие собой важный этап в строительстве – это показатель движения вперед, демонстрация сохранения динамики выполнения строительно-монтажных работ.
     В Нововоронеж большая часть оборудования «ловушки» была доставлена по воде. По словам заместителя директора по сооружению объектов – управляющего Нововоронежским филиалом ОАО «Атомэнергопроект» - Дирекция по сооружению НВАЭС-2 Александра Гусака, перевозка речным судном позволяет экономить не только деньги, но и время, а главное – повышает уровень безопасности транспортировки крупногабаритного груза. БТМ-519, доставивший основные элементы УЛР – ферму-консоль, нижнюю плиту, блок-кассеты, площадку обслуживания и корпус «ловушки» - преодолел расстояние свыше 1000 километров.. Капитан буксира Александр Аверченко назвал рейс сложным, так как на Дону пришлось проходить перекаты, то есть трудные для судоходства мелководные участки реки. «Атомэнергопроект» ранее уже задействовал водные пути при доставке крупногабаритного оборудования на НВАЭС-2, для этого компания построила причал на реке Дон и подъездной путь к нему.
     Устройства локализации расплава для двух блоков НВ АЭС-2 были изготовлены на ООО «Энергомаш-Атоммаш», где прошли контроль качества с участием представителей заказчика-застройщика ОАО «Концерн Росэнергоатом» и генерального подрядчика ОАО «Атомэнергопроект». Кроме того, элементы УЛР проходят входной контроль и на площадке сооружения Нововоронежской АЭС-2.
Чтобы снять с судна «ловушку расплава» для энергоблока № 2, использовался мощный кран грузоподъемностью 400 тонн, ведь самая «миниатюрная» часть прибывшего груза, площадка обслуживания, весит 12,6 тонн, а вес корпуса УЛР составляет 110,5 тонн. Своей кульминации выгрузка «ловушки» достигла, когда металлический корпус УЛР диаметром 6,5 м и высотой около 5,7 м плавно поднялся в воздух, а затем переместился на автопоезд. В тот же день все детали оборудования были транспортированы на площадку сооружения атомной станции, где сняты с платформ краном «Demag».
      Сейчас шахта реактора второго энергоблока уже подготовлена к установке УЛР, и в декабре планируется приступить к монтажным работам. «Ловушка» станет первым крупным оборудованием длительного цикла изготовления, которое будет смонтировано в реакторном отделении энергоблока № 2. Монтаж начнется с установки на штатное место корпуса устройства локализации расплава.




     Удачные семь процентов
     На Кольской АЭС успешно проведены динамические испытания на 3-м энергоблоке. На самом деле они стали верхушкой «айсберга», который в официальных технических документах называется комплексом работ по повышению мощности энергоблока. Вроде бы и поднимали мощность не так уж и много – всего на 7%, однако же, работы длились не один год. К тому же в ходе повышения мощности на третьем энергоблоке была проведена грандиозная по своему объему модернизация оборудования. Самой значимой в ней стала замена управляющих систем энергоблока.
     Испытания на блочном щите управления (БЩУ-3) начались субботним утром, ровно в 9 утра. Всего этапов работ было три. На первом предстояло разгрузить турбогенератор № 6 на 50 МВт. На втором – разгрузить уже реакторную установку третьего блока. Третий этап заключался в отключении двух работающих главных циркуляционных насосов.
     В воскресенье испытания продолжались, это оказался самый сложный этап. Оперативники вручную отключили один из двух работающих турбогенераторов. Автоматические регуляторы системы управления отработали на «отлично», приведя мощность реакторной установки в соответствие с заданной величиной и поддерживая установленные параметры работы в течение запланированного времени.
     Теперь специалисты двух отделов станции – инженерно-технической поддержки и ядерной безопасности – должны в течение месяца провести анализ полученной информации о параметрах работы технологического оборудования и систем регулирования во время динамических испытаний. Впереди анализы, графики, отчеты, взаимодействие с экспертизой, а затем увесистый отчет уйдет в Ростехнадзор, который должен дать разрешение на опытно-промышленную эксплуатацию энергоблока №3 на мощности 107% от номинальной.
     Сейчас в этом режиме работает 4-ый блок Кольской АЭС, где динамические испытания уже прошли в ноябре прошлого года. Спустя почти девять месяцев (анализы, отчеты и их последующее изучение в Ростехнадзоре) Кольская АЭС получила изменение условий эксплуатации, разрешившее вести опытно-промышленную эксплуатацию. В течение 100 суток, то есть, во время текущей топливной кампании, реактор будет работать на мощности 107%. С прицелом на дальнейшую промышленную эксплуатацию энергоблоков на повышенной мощности.


     Подготовила Вера ФИЛАТОВА



ФОТО: ловушка расплава

Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.