Новости предприятия

14.12.10: С.В.Кириенко: «Конкуренция диктует совершенствование системы закупок»

С.В.Кириенко: «Конкуренция диктует совершенствование системы закупок»

Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко 1 декабря выступил на Форуме поставщиков атомной отрасли «Атомекс - 2010».

Добрый день, уважаемые коллеги!

     Считал принципиально важным для себя прийти, поучаствовать в Форуме поставщиков атомной отрасли. Большой доклад делать не буду, знаю, что мои коллеги уже здесь и цифр много называли, и о планах наших рассказывали. Хочу просто больше своими словами кое-какие вещи сказать..

     Первое, коллеги, масштаб заказа, который обеспечивает атомная отрасль вырос. И он будет продолжать расти дальше. Потому что в течение этого года мы, помимо большой программы сооружения атомных станций в РФ, которая не поменялась, начинаем дорисовывать планы, которые частично откладывали в период кризиса. То есть мы должны выйти на уровень два блока в год, о чем говорил Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев в своем послании, кроме этого, у нас масштабно добавляются проекты по сооружению атомных станций в мире.

     С момента нашего прошлогоднего разговора у нас добавился контракт на 4 блока в Турции, у нас в два с лишним раза увеличился объем в Индии. Добавился новый контракт на два блока в Китае. Добавился Вьетнам, в финальной степени готовности Белоруссия. Дорабатывается контракт на достройку двух блоков в Украине. Подписаны уже контракты на начало подготовки оборудования по Армении. Могу и дальше перечислять…

     Мы для себя составили вероятностную таблицу, в которую внесли все наши переговоры или заключенные контракты. Со всеми допущениями у нас получилось, что объем заказа под зарубежное строительство составляет 23-25 энергоблоков.

     В соответствии с этим мы понимаем, что минимальный объем, на котором нам требуется работа с нашими поставщиками – это 3-4 комплекта оборудования для постройки АЭС в год: два в страну и порядка двух - за рубеж. Так что заказ большой, и он будет только расти.

     Но, коллеги, вторая мысль заключается в том, что увеличение заказа только ужесточает требования к срокам, качеству и цене.

     Внутри страны - не нужно комментариев. Все-таки мы находимся в прямой конкуренции с другими типами генерации электричества, и при всей политической воле и масштабе задачи по развитию атомной энергетики, которую поставило руководство страны, это все равно не означает, что мы можем себе позволить строить атомные станции, которые будут неконкурентоспособны по сравнению с тепловыми станциями. Это невозможно. Мы в жесткой конкуренции. И это предъявляет очень жесткие требования к цене, по которой мы можем позволить себе построить атомную станцию, а обратным счетом предъявляет очень жесткие требования, которые мы вынуждены будем протранслировать всем нашим поставщикам – это первое.

     Второе. У нас довольно значимую часть по-прежнему составляют целевые бюджетные деньги, которые выделяются на сооружение атомных станций. Ну а это, коллеги, означает ответственность за каждый бюджетный рубль, которая является жестким требованием государства и которая будет отслеживаться всеми контрольными органами в стране. И это дисциплинирует и наших собственных работников, дисциплинировать должно и наших поставщиков.

     Что касается ситуации за рубежом, то мы находимся в условиях жесточайшей конкуренции. При чем объем зарубежного заказа уже сравнивается с объемом заказа внутри страны и имеет даже потенциал на то, чтобы стать больше. Но там есть одно существенное отличие. Внутри страны мы можем говорить про поддержку отечественного товаропроизводителя. Ни одного нашего зарубежного заказчика это не интересует.

     Мы уже договорились и сейчас заключаем контракт с Китаем на два блока. Так вот, мы вынуждены были уменьшить долю отечественного оборудования, поскольку позиция заказчика китайского очень простая: либо вы делаете оборудование по цене, которая нас устраивает, либо, извините, мы закажем его на китайском предприятии. И мы 20% отдали для производства на китайских предприятиях, потому что, проведя серию переговоров с отечественными производителями, мы не смогли выйти на приемлемые цены. А что это означает, коллеги? Это означает, что мы с вами неконкурентоспособны по отдельным элементам оборудования на мировом рынке. Драматичный вывод на самом деле. И либо мы окажемся конкурентоспособны, либо мы вынуждены будем продавать то, что конкурентоспособно.

     Все это нас подталкивает еще раз к тезису о том, что нам нужна очень эффективная система закупок. Это для нас вопрос выживания и жизненной необходимости, и конкурентоспособности в мире. В условиях «ренессанса» атомной энергетики у нас открылось уникальное «окно возможностей», когда мы можем собрать довольно большое количество заказов и обеспечить гарантированный заказ для наших поставщиков на годы вперед. Причем масштабный заказ.

     Для нас совершенно четко стоит задача №1: создать полноценную конкуренцию во всех поставках. Потому что ничего эффективнее конкуренции не существует. Везде, где по каким-то причинам, в силу секретности ли, в силу монополизма ли, мы временно оказывались в ситуации, что не можем создать конкуренцию, мы везде получали завышение цен, ухудшение сроков и, в общем, неизбежность ухудшения качества.

     Мы с этого года, кстати, чего раньше не было, перешли к открытому конкурсу по строительству, капитальным ремонтам, связанных с работами на ядерно- или радиационно опасных объектах. У нас до этого было так: все, как только попадается ядерно- или радиционно опасный объект - он сразу попадает в закрытую процедуру и реальной конкуренции там быть не может. Мы нашли все инструменты как это делать, и мы по всем этим объектам все равно переходим на открытую конкурсную процедуру. И так будем двигаться везде.

     Второе. Коллеги, мы запустили соответствующий стандарт, поскольку понимаем, что конкуренция без задавания правил невозможна. Нужны честные правила игры. У нас нет другого выхода. И мы должны вместе с вами - здесь хочу обратиться к вам за помощью - доработать наш стандарт до того состояния, чтобы он соответствовал всем требованиям.

     Меня иногда оторопь берет, когда я смотрю жалобы, поступившие в наш Центральный арбитражный комитет. Мы построили сейчас довольно разветвленную систему контроля. Без иллюзий, понимаем прекрасно, что система закупок – это основная тема для коррупции, с очевидностью.

     В этом году уже уволили 6 человек за нарушения в результате процедур контроля. Это не конец. До конца этого года будут еще уволенные, потому что уже получаю соответствующие отчеты. Причем, хочу обратить внимание, что это уровень директоров, заместителей директоров предприятий. 10 материалов на возбуждение уголовных дел мы передали в правоохранительные органы, причем три - в течение последних нескольких месяцев.

     Коллеги, не стесняйтесь обращаться с жалобами в Арбитражный комитет, он для этого создан. Не будем это воспринимать как кляузничество, аппаратную борьбу – нам надо убедиться только в одном: не было других участников, которые могли дать за счет повышения конкуренции более эффективные для нас условия, которых не пустили по каким-то формальным основаниям.

     Точно понимаем, что такое бывает. Бывает и злонамеренно, бывает и по глупости. Последняя вопиющая глупость, это когда один наш департамент умудрился выпустить положение о конкурсе на закупку услуги по изготовлению табличек на кабинеты в здании «Росатома». В качестве стартовых условий допуска к конкурсу было предусмотрено… «наличие опыта работы по замыканию ядерно-топливного цикла и реформированию особо крупных предприятий ядерно-оружейного комплекса». Хотелось бы посмотреть, кто после этого может эти  таблички изготавливать. Это техническая ошибка, стартовые условия от одного конкурса прилепили к другому. Будем отменять этот конкурс, никакого иного варианта нет. Посидим без табличек, но сделаем полноценный конкурс.

     Поэтому коллеги, еще раз в завершение хочу сказать, что точно понимаю, что мы еще только в начальной стадии этого пути. Обеспечение полноценных условий допуска, и это мы можем решать через Арбитражный комитет, и возможность аппелировать, как только вам кажется, что вас по каким-то надуманным основаниями не допускают к конкурсу. Это первое.

     Второе – это стартовая цена. Конечно, можно радоваться, у меня масса всяких примеров, когда цена упала в 2 раза, в 3 раза. Мы выпустили отдельную методику сейчас, говорили об этом уже здесь, по расчету стартовой цены. Но понимаю, что на одной методике это не работает, поэтому это большая серьезная работа, и любая информация по этому поводу для нас будет очень полезна. Это просто позволит быстрее отладить соответствующие процедуры.

     Третье, как я уже сказал, это условия допуска. Здесь хочу сразу оговориться. Понимаю, что есть другая сторона медали, и есть тезис – а давайте вообще уберем всякие квалификационные требования к участникам, и уйдем в логику Федерального закона №94. Мол, есть только цена. Чтобы нас понимали правильно – для атомной отрасли это невозможно. Потому что цена ошибки, цена возможных последствий поставки некачественного оборудования, или даже срыва сроков его поставки при масштабе строительства атомных станций огромна. Мы с этим наелись на работе за рубежом, когда там где-нибудь при пуске атомной станции в Китае, где у нас многомиллиардная стройка, день простоя стоит миллион долларов. И все стоит, потому что поставщик не поставил оборудование стоимостью 5000 долларов..

     Поэтому мы не сможем уйти от квалификационных требований. Но важнейшая задача этого года - это все-таки выстроить правила выставления этих квалификационных требований.

     Сейчас мы готовим соответствующий порядок о том, что такое эти требования, какие требования допустимы, а какие требования недопустимы вообще. Задача – эти требования уменьшить, сделать их стандартными. Чтобы предприятия или организаторы конкурса не могли выдумать какие-то специальные требования, которые приводят к тому, что резко сужается круг участников.

     Абсолютно убежден также, что везде, где можно сделать открытые электронные торги, надо сделать именно такие торги, они эффективнее. Уже сказал о том, что мы уходим от закрытых процедур к отрытым процедурам. А все требования, которые действительно связаны с безопасностью и надежностью работы атомной отрасли, вполне можно туда записать в открытую процедуру. И никаких проблем по этому поводу нет, и быть не может.

     Спасибо за внимание.

Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.