Новости предприятия

13.09.11: Из Мурманска на атомном ледоколе Росатомфлота отправится экспедиция ГНЦ РФ ААНИИ Росгидромета

Из Мурманска на атомном ледоколе Росатомфлота отправится экспедиция ГНЦ РФ ААНИИ Росгидромета

     17 сентября из Мурманска на атомном ледоколе «Россия» Росатомфлота отправится Высокоширотная экспедиция ГНЦ РФ Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) Росгидромета «Арктика- 2011». В ходе экспедиции будут проведены работы  по снятию дрейфующей станции «Северный полюс-38» и организации новой дрейфующей станции «Северный полюс-39», а также комплексные попутные научные исследования. Работы будут выполняться при вертолетной поддержке авиакомпании «Газавиа».
     Расчетная длительность плавания – 1 месяц. Экспедиции предстоит найти подходящую новую льдину, на которую будет высажен личный состав новой станции и выгружено около 300 тонн оборудования и материалов снабжения.
     Дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс – 38» была открыта в 9:30 по московскому времени 15 октября 2010 года в восточной части Северного Ледовитого океана. Координаты льдины на момент открытия составляли 76 градусов северной широты и 176 градусов западной долготы). Координаты станции на 8:00 по московскому времени 31 августа 2011 года составили: 83 градусов 51 мин. с.ш. и 165 градусов 43 мин. з.д. С момента открытия станции общий дрейф составил 2612,5 км, генеральный дрейф – 892,4 км в направлении 9 градусов. Личный состав станции выполняет комплексные исследования высокоширотной Арктики в районе дрейфа в предусмотренном программой работ объёме. В значительном объеме выполняются специальные океанографические, ледовые, метеорологические наблюдения, включающие, в частности, наблюдения за концентрацией двуокиси углерода, метана и озона с высокой дискретностью в прилёдном слое атмосферы и за интенсивностью ультрафиолетовой радиации. Научные приборы, аппаратура, вычислительная техника, радиооборудование, транспортная техника, оборудование энергетического комплекса находятся в рабочем состоянии и функционирует исправно. Личный состав станции, который насчитывает в настоящее время 16 человек, здоров. Доставку участников экспедиции, грузов и оборудования к месту дрейфа обеспечил атомный ледокол «Россия» Росатомфлота.
        В последние годы аналогичные экспедиции атомоходов, эксплуатируемых Росатомфлотом Госкорпорации «Росатом», проходят ежегодно. Сроки их проведения определяются состоянием льда, на котором работают полярники в Арктическом бассейне и развитием ледовых процессов в целом в данном конкретном сезоне.
     24 июня 2010 года завершился рейс атомного ледокола "Россия" по снятию с арктической льдины полярников и оборудования дрейфующей станции "Северный полюс-37". Длительность ее работы составила 270 суток. Дорога до льдины составила 2901 милю, обратно в Мурманск – 2819 миль. Атомоход шел почти на пределе возможностей ядерной энергетической установки - использовалось 90% ее мощности. Был совершен в самый сложный в ледовом отношении период года и в самый труднодоступный район Арктики. В это время в Канадской котловине не бывало еще ни одно судно.
     Два года назад, 21 августа 2009 года из Мурманска стартовала высокоширотная морская экспедиция «Арктика-2009» Арктического и антарктического научно-исследовательского института на атомном ледоколе «Ямал». 50 ее участников провели снятие личного состава и имущества дрейфующей  станции «Северный полюс-36» и высадили полярников на новую льдину в восточной части Арктики для развертывания дрейфующей станции «Северный полюс-37». Льдина, на которой дрейфовала станция «Северный полюс-36», находилась примерно в 140 милях от северного побережья Гренландии.
     Первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс -1» («СП-1») была высажена на льды Арктического бассейна 25 мая 1937 года. В этот день на льдину вблизи Северного полюса самолетами Высокоширотной воздушной экспедиции (ВВЭ) были доставлены начальник станции И. Д. Папанин, геофизик Е. К. Федоров, гидролог П.П. Ширшов и радист Э.Т. Кренкель. C этого момента  дрейфующие станции работали в Арктическом бассейне достаточно регулярно, с перерывом на предвоенные и военные годы, а также  12 лет в 1980-2000 гг., весной 2003 года их работа была возобновлена.
     Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) является единственным в России научно-исследовательским учреждением, проводящим комплексное изучение полярных регионов Земли в соответствии с задачами, возложенными государством на Росгидромет. Он был основан 4 марта 1920 года. Прежние названия – Севэкспедиция, Институт по изучению Севера, Всесоюзный арктический институт, Арктический научно-исследовательский институт. Сотрудники института принимали участие во всех крупных полярных экспедициях 30-х годов, в том числе в легендарных плаваниях на ледокольных пароходах «Г. Седов», «А. Сибиряков», «Челюскин» и др. Ими был выполнен огромный по объему и значимости для мирового сообщества и нашей страны комплекс исследований в окраинных арктических морях и Арктическом бассейне СЛО, на высокоширотных архипелагах, в прибрежных и тундровых районах российской Арктики. В настоящее время ААНИИ является научно-исследовательским и координационно-методическим центром по: гидрометеорологическим, ледовым, ионосферным и магнитным наблюдениям и руководству гидрометеорологической и геофизической сетью в Арктике и Антарктике; гидрометеорологическому обеспечению отраслей экономики и оборонной деятельности в Арктике; ведению государственного водного кадастра в Арктике; морскому льду Мирового океана и замерзающих морей России; ведению государственного фонда данных о состоянии природной среды полярных районов по закрепленным дисциплинам и разделам. С 1994 года ААНИИ имеет статус Государственного научного центра Российской Федерации.
     Ледокол «Россия» - российский атомный ледокол типа «Арктика». Является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой. Заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Спущен на воду 2 ноября 1983 года. Принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года. Имеет водоизмещение в 22920 тонн. Длина наибольшая - 150 метров, ширина наибольшая - 30 метров. Высота борта - 17,2 метра. Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая, имеет мощность 75 тыс. л. с. Максимальная скорость хода на чистой воде - 20,8 узлов. Капитаны ледокола – Александр Спирин и Олег Щапин (2 экипажа).
     Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире и уникальным опытом конструирования, постройки и эксплуатации таких судов. Атомный ледокольный флот России насчитывает 6 атомных ледоколов, 1 контейнеровоз и 5 судов технологического обслуживания. Его задача - обеспечивать стабильное функционирование Северного морского пути, а также доступ к районам Крайнего Севера и арктическому шельфу. Флот был передан на баланс Госкорпорации «Росатом» в августе 2008 года. Управлять работой ледоколов уполномочен Росатомфлот, базирующийся в Мурманске.

Отдел внешних связей Росатомфлота

Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.