Новости предприятия

27.12.14: Рубиновый юбилей «Серебрянки»

                                                                                                                                       Рубиновый юбилей «Серебрянки» 

  28 декабря 1974 года был принят в эксплуатацию теплоход «Серебрянка». Спецтанкер, входящий в состав судов атомно-технологического обслуживания Росатомфлота, построили в нижегородском Навашино на судостроительном заводе «Ока».

 40 лет без десяти месяцев

  - Из Мурманска мы выходим максимум на месяц и поэтому наш пароход в шутку называют «домашним», - говорит мастер атомной технической установки теплохода «Серебрянка» Иван Комаров. - Для человека семейного работать на «Серебрянке» очень удобно: пришел на судно, а после вахты вернулся домой.

  Для Ивана Комарова «Серебрянка» теплоход «домашний» в прямом и переносном смысле этого слова. На спецтанкере он работает с 2000 года. До этого ходил на атомоходах «Вайгач», «Арктика», но со временем у семейного человека мыслей о береге становилось все больше, и «Серебрянка» оказалась как нельзя кстати. Тем более, что судно он уже знал с детства. Его отец - Геннадий Комаров был на «Серебрянке» с момента приемки судна, а в марте 1976 года стал его капитаном.

  - Мне бы легче было работать не под началом отца-капитана, - считает Иван Комаров. - Он постоянно наблюдал за мной и давал оценку всем моим действиям.

   Капитан теплохода «Серебрянка» Геннадий Иванович Комаров только в марте этого года прочно осел на берегу. 40 лет без десяти месяцев он отдал «домашнему» пароходу. 

  - Мне уже 72 года, засиделся на «Серебрянке», - признается Геннадий Комаров. - С первым капитаном спецтанкера Герасимом Слоботсковым мы устали ждать ввода в эксплуатацию судна. Работы затягивались. Много времени требовалось на зачистку никелированных цистерн. Только в октябре «Серебрянка» вышла из Навашино в Ленинград. На борту помимо экипажа было не меньше ста человек рабочих. В местах стоянки они продолжали достраивать теплоход. 28 декабря был поднят государственный флаг, а в Мурманск мы пришли только феврале 1975 года после завершения ходовых испытаний.

  Для Геннадия Ивановича «Серебрянка» до сих пор остается уникальным спецтанкером. Он с азартом говорит об удивительной управляемости теплохода, его экономичности, наличии двух винтов, работающих от отдельного дизельного двигателя, и отличной остойчивости. В 1974 году «Серебрянка» стала первым судном для сбора и хранения жидких радиоактивных отходов. 

  Универсальный теплоход 

  По словам Геннадия Комарова, в советское время у теплохода хватало работы, но экипажу хотелось по максимуму реализовать возможности судна.

  - Я все время предлагал использовать «Серебрянку» для внутренних нужд атомного ледокольного флота, - говорит Геннадий Комаров. - В этом вопросе меня отлично понимал, на тот момент, заместитель генерального директора по атомному флоту «Мурманского морского пароходства» Вячеслав Рукша. Я приходил к нему и говорил: «Мы можем сами заработать себе на содержание». Он шел навстречу.

  Так «Серебрянка» стала использоваться в качестве буксира для теплохода «Володарский», а с появлением на предприятии котельной теплоход начал накапливать дистиллят для снабжения атомоходов.

  Знаковое событие в истории «Серебрянки» произошло в 2008 году. Специалисты Росатомфлота совместно с ФГУП «СевРАО» сумели переоборудовать спецтанкер под перевозку контейнеров с отработавшим ядерным топливом из Гремихи. «Серебрянка» сохранила свои первоначальные функции, но ее возможности значительно увеличились. После дезактивации из трюма судна были извлечены две цистерны для жидких радиоактивных отходов, а их место занял пост загрузки отработавшего ядерного топлива и площадка для контейнеров.

  - При работах по транспортировке контейнеров из Гремихи «Серебрянка» продемонстрировала свою отличную управляемость, - вспоминает Геннадий Комаров. - Ширина судна 15 метров, а заходили в док, ширина которого была на один метр больше нашей.

   Рассказывая об успехах экипажа «Серебрянки», Геннадий Иванович, будто невзначай, вспоминает, что в советские годы военные моряки получили судного того же проекта, что и спецтанкер Росатомфлота. Назвали его «Амур». 

  - Отличное судно, - говорит ветеран Росатомфлота. - Только в большинстве своем отправляли на него служить в качестве наказания. Отношение у экипажа к транспорту было соответствующее. Два года назад к нам приезжал главный конструктор «Серебрянки» Валерий Беляничев. Он не мог поверить, что мы на судне чистим балластные танки и в таком отличном состоянии поддерживаем его детище.

Выйдем с холодным двигателем

 

Для экипажа «Серебрянки» теплоход не безликая металлическая конструкция, а нечто живое, имеющее свой индивидуальный характер. 

 

- Главная черта «Серебрянки» - безотказность, - говорит старший помощник капитана теплохода «Серебрянка» Владимир Качанов. - В конце 70-х в Баренцевом море на судне произошла авария. В машинном отделении вырвало кусок трубы охлаждения. В трюм стала поступать вода. Все это разворачивалось в штормовом море, и можно было подавать сигнал бедствия, но экипаж не стал паниковать. Мы обесточили машинное отделение, сделали времянки, откачали воду, запустили двигатели и продолжили рейс. Вот такая «Серебрянка».

  В этом году у старшего помощника капитана Владимира Качанова два юбилея. 28 декабря - 40 лет судну, а днем ранее у него 65-летие. На спецтанкере Владимир Захарович работает с 1979 года. История теплохода - это часть его жизни. Вместе с «Серебрянкой» Владимир Качанов ступил в новый этап развития Росатомфлота - обеспечение добычи углеводородного сырья в Арктике.

  В 2013 году теплоход занимался доставкой генератора ионизирующего излучения для зондирования скважин на нефтедобывающей платформе «Приразломная». Старший помощник капитана теплохода «Серебрянка» обращает внимание, что сложность этой работы была на этапе подготовки.

  - Потребовалось провести серьезный ремонт, чтобы мореходное состояние судна не вызывало нареканий у контролирующих организаций, - отмечает Владимир Качанов. - Особое внимание уделялось креплениям для груза. «Серебрянка» сделала два рейса. На обратном пути мы попали в шторм и пришли в Мурманск с сильнейшим обледенением. 

  В этом рейсе принимал участие и нынешний капитан теплохода Александр Стребков.  По его словам, при транспортировке груза на «Приразломную» теплоход работал в сопровождении судна, обеспечивающего связь. Сейчас на «Серебрянке» установлена необходимая радионавигационная аппаратура, позволяющая спецтанкеру самостоятельно работать в морском районе А3. 

  - Теперь мы сами можем сопровождать по связи другие суда, - говорит капитан теплохода «Серебрянка» Александр Стребков. - Это еще один плюс к нашим возможностям. Несмотря на серьезный возраст, «Серебрянка» находится в отличном состоянии. Срок завершения ее эксплуатации - 2025 год. Судите сами, если потребуется, то мы в любой момент можем отойти от причала и с холодным двигателем.

  Так повелось, что в нашей стране сорокалетия у людей широко не празднуются - примета плохая. Отдельная история - свадьбы: бумажные, деревянные... 40 лет - рубиновая. Для «Серебрянки» название вполне подходящее. Ровно столько длится ее союз с моряками Росатомфлота.

Евгений СВИРИДОВ                       

Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.