Новости предприятия
18.11.25: Президент России принял участие в закладке универсального атомного ледокола «Сталинград»
18 ноября в Санкт-Петербурге президент Российской Федерации Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие в закладке шестого серийного универсального атомного ледокола «Сталинград» проекта 22220. Торжественная церемония прошла в АО «Балтийский завод» (Санкт-Петербург) накануне знаковой даты для нашей страны - 19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск под Сталинградом под кодовым названием «Уран», навсегда изменившее историю.
В торжественной церемонии приняли полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Игорь Руденя, министр промышленности и торговли Антон Алиханов (по видеосвязи), губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, генеральный директор АО «Объединенная Судостроительная корпорация» Андрей Пучков, ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы Павел Винокуров и другие.
Открыл торжественную церемонию президент Российской Федерации Владимир Путин. В режиме видеоконференции глава государства обратился к собравшимся с приветственной речью. «Задачи перед нами – без преувеличения исторические. Важно последовательно усиливать позиции России в Арктике., в полной мере реализовать логистический потенциал нашей страны, обеспечить развитие перспективного трансарктического транспортного коридора – от Санкт-Петербурга до Владивостока», – сказал он.
Глава «Росатома» отметил, что в год 80-летия Победы и атомной промышленности России атомщики особенно остро чувствуют связь времен. «Первая советская атомная бомба лишила наших врагов монополии на ядерное оружие, обеспечив мир на десятилетия. Сегодня наша атомная энергия – это инструмент созидания. Атомный ледокол – это мирный атом на службе людей и государства», – сказал Алексей Лихачев.
В режиме видеоконференции на торжественной церемонии выступил Андрей Бочаров, а капсулу с землей Мамаева кургана Алексею Лихачеву передал Павел Винокуров. Он отметил: «Пусть этот мощный ледокол, носящий имя нашего величайшего сражения, так же стойко и мужественно прокладывает путь во льдах, как наши солдаты шли к Победе. Держите курс! И помните – за вами Россия!»
Почетное право установить закладную доску на первую секцию шестого серийного универсального атомного ледокола «Сталинград» было предоставлено Игорю Рудене, Алексею Лихачеву, Павлу Винокурову и участнику арктической экспедиции «Росатома» «Ледокол знаний» Даниилу Кононову.
Важнейшая задача на ближайшее время — обеспечить круглогодичную навигацию по Трансарктическому транспортному коридору и Северному морскому пути. С этой целью по заказу Росатома ведется строительство новых атомных ледоколов. На Балтийском заводе продолжается сооружение ледоколов проекта 22220 «Чукотка» и «Ленинград», на дальневосточной верфи «Звезда» строится мощнейший в мире головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510 «Лидер».
В 2024 году установлен рекорд по грузопотоку через СМП – 37,9 млн т (в 2023 г. – 36, 25 млн тонн). Обновлен рекорд по транзитным перевозкам в акватории Северного морского пути – 3,09 млн т (для сравнения, в 2023 году - 2,127 млн т). К логистической артерии СМП проявляют интерес многие зарубежные страны, в их числе Китай, Индия, ОАЭ. В ближайшие годы ожидается кратное увеличение трафика: к 2035 году планируется довести объёмы перевозок до 220 млн тонн в год. Достижению этой цели будет способствовать ввод новых универсальных атомных ледоколов проекта 22220. А головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510 обеспечит ритмичность проводок судов в восточном районе акватории Севморпути.
Атомный ледокольный флот является уникальным конкурентным преимуществом России в Арктике. Он способен экологически безопасно и наиболее эффективно обеспечить навигацию в акватории Северного морского пути. Это подтверждается не только исключительными характеристиками судов, но и уникальным опытом безаварийной работы. Ключевое отличие атомных ледоколов: автономность плавания (например, без перезарядки топливом универсальные атомные ледоколы проекта 22220 могут работать до 7 лет), мощность (мощность на валах атомоходов проекта 22220, - 60 МВт, для сравнения, самый мощный в мире дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» - 25 МВт). В атомоходах проекта 22220 воплощен успешный опыт судостроителей и моряков. Эффективная эксплуатация данных судов станет определяющим фактором устойчивого развития судоходства в акватории Северного морского пути.
В настоящее время в эксплуатации находятся головной универсальный атомный ледокол «Арктика» (введен в эксплуатацию в 2020 году), первый серийный универсальный атомный ледокол «Сибирь» (2021 год), второй серийный универсальный атомный ледокол «Урал» (2022 год), третий серийный универсальный атомный ледокол «Якутия» (2024 год) проекта 22220. Данные атомные ледоколы более чем на 90 % построены из российских комплектующих. Двухосадочная конструкция универсального атомного ледокола позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, в частности на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы.
При строительстве ледоколов используются инновационные решения, которые до этого не применялись на судах с ядерными энергетическими установками. Атомный ледокол оснащен реакторной установкой нового поколения РИТМ-200. Она была спроектирована конструкторским бюро атомной отрасли «ОКБМ Африкантов». Этот полностью отечественный продукт не имеет зарубежных аналогов и отвечает современным тенденциям развития мировой атомной энергетики. Коллектив ПАО «ЗИО-Подольск» обеспечил производство и поставку основного оборудования установки РИТМ-200.
Атомоход оборудован системой электродвижения переменного тока с асинхронными гребными электродвигателями. Она создана филиалом ЦНИИ СЭТ — ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Это первая отечественная разработка, позволяющая получить пакетное решение для управления ледоколом в любых режимах.
Основные характеристики универсального атомного ледокола проекта 22220: длина 173,3 метра (160 метров по КВЛ); ширина 34 метра (33 метра по КВЛ); высота борта 15,2 метра; мощность 60 МВт (на валах); скорость хода 22 узла (по чистой воде); осадка 10,5 метра / 9,03 метра; максимальная ледопроходимость до 3 метров; водоизмещение 33 540 тонн; расчетный срок службы 40 лет; численность экипажа 54 человека.
Комплексное развитие Арктической зоны РФ является одним из стратегических приоритетов государства. Повышение объема перевозок по СМП имеет первостепенное значение для решения поставленных задач в области транспорта и доставки грузов. Развитие этого логистического коридора обеспечивается за счет налаживания регулярных грузоперевозок, постройки новых атомных ледоколов и модернизации соответствующей инфраструктуры. Предприятия Госкорпорации «Росатом» принимают активное участие в этой работе.




