История

17 декабря 1932 года было образовано Главное управление Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР. Руководителем Управления был назначен О. Ю. Шмидт.  В дальнейшем были организованы территориальные управления Главсевморпути в МурманскеАрхангельскеВладивостоке. Были созданы ледокольный и транспортный флоты. В Мурманске построен судоремонтный завод Севморпути.

Главсевморпуть создан для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути.

До 1946 года — Главное управление при Совнаркоме СССР, с 1946 по 1953 год — Главное управление при Совете Министров СССР, с 1953 по 1964 год — Главное управление при Министерстве морского транспорта СССР. В настоящее время — Администрация Северного морского пути при Федеральном агентстве морского и речного транспорта.

Единым управляющим органом СМП была Администрация Северного морского пути (АСМП) при Министерстве морского флота, положение о котором утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1971 № 683. В соответствии с положением АСМП осуществляло государственный надзор за рациональным использованием Северного морского пути как главной национальной транспортной артерии СССР в Арктике. Требования АСМП были обязательны для всех судов и иных плавсредств, следующих по СМП, независимо от флага и принадлежности. Поэтому начальник АСМП назначался специальным Постановлением Совета Министров СССР на основании представления Минморфлота СССР. Последнее такое постановление, было издано 28 марта 1990 года (№304). Подписал его Председатель Совета Министров Н.И. Рыжков.

АСМП организовывала научные исследования по совершенствованию плавания во льдах и проводила экспериментальные рейсы. Первый экспериментальный зимний рейс на Ямал с выгрузкой на припайнный лед был выполнен в 1976 году. 

Выполнялась задача подготовки к изданию навигационных пособий, карт и правил необходимых для плавания по СМП. Первое официальное открытое Руководство для сквозного плавания судов по СМП (№4151) было издано в 1995 году на русском языке и в 1996 году на английском языке (№4151-В). В руководство входили: Навигационное описание и Правила плавания по трассам СМП, Правила ледокольной-лоцманской проводки по СМП, Требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по СМП. Был выпущен комплект открытых карт для плавания по СМП.

В рамках АСМП действовал Штаб морских операций на трассе СМП (ШМО) в соответствии с положением о нем от 1976 года. Начальники ШМО назначались Минморфлотом СССР по согласованию с руководством АСМП. Непосредственное руководство ШМО морскими ледовыми операциями осуществлялось в двух операционных секторах: Западный от Новоземельских проливов до 125 в.д. и Восточный от 125 в.д. до Берингова пролива. Секторальные ШМО располагались на трассе в Западном секторе на острове Диксон, и в Восточном секторе — в порту Певек. Штабы морских операций и специальные навигационные службы Мурманского и Дальневосточного морских пароходств непосредственно осуществляли морские ледовые операции по СМП, общая координация работы которых осуществлялась АСМП.

Важной обязанностью начальника морских ледовых операций являлась организация контроля над выполнением требований международных соглашений СССР по предупреждению загрязнения моря нефтью.

В целях обеспечения безопасности мореплавания в Арктике – АСМП составлял Анализ ледовой аварийности» ежегодно 16 лет (1978-1994 гг.) и издавал этот Анализ в виде небольших брошюр. Брошюры распространялись по пароходствам и другим организациям: Российскому морскому регистру судоходства, судостроительным и судоремонтным заводам, компаниям судовладельцев. Материалы для обработки Анализа поставляли капитаны морских портов и службы безопасности пароходств.

Основные задачи ШМО:

  • обеспечение выполнения планов морских операций;
  • руководство работы ледоколов и транспортных судов;
  • организация авиационной ледовой разведки, непрерывное наблюдение за изменением метеорологических и ледовых условий и их учет;
  • анализ движения судов и их обработки с проявлением особого внимания к работе судов-снабженцев и танкерного флота.

В ШМО проводились ежедневные совещания по работе флота на арктических трассах и в пунктах завоза грузов, с учетом текущей оперативной, навигационной и ледовой обстановки, ледовых и синоптических прогнозов, обсуждались и передавались рекомендации капитанам ледоколов и транспортных судов по выполнению работ. Контроль за выполнением этих работ возлагался на линейных капитанов ледовой проводки.

СМП делился на 7 районов, каждый из которых возглавлял линейный капитан ледовой проводки (из числа наиболее опытных ледовых капитанов), имевших опыт работы в Арктике не менее 5 лет.

Его задачами было:

  • обеспечение безопасности плавания судов по СМП, в районе ответственности капитана;
  • своевременное обеспечения судов всем необходимым;
  • помощь капитанам в вопросах быстрейшей обработки судов в пунктах выгрузки;
  • обеспечение ледокольной лоцманской проводки;
  • знание местонахождения судов в своём районе в режиме текущего времени, их текущего состояния и проблем;
  • руководство спасательными операциях в своем участке;
  • ежедневное информирование ШМО о выполняемых и планируемых на оперативном участке мероприятий в своем районе.

Важными задачами ШМО были:

  • изучение экономики грузопотоков и перспектив развития перевозок, а также возможных транзитных перевозок по СМП;
  • составление аналитических ежегодных отчетов о проведении морских ледовых операций;
  • накопление сравнительных данных за ряд лет, в том числе разработка предложений по совершенствованию методов грузоперевозок с учетом поступающих мощных ледоколов и транспортных судов.

По окончанию навигации ШМО составлял навигационный отчет и представлял Министерству Морского флота СССР предложения по совершенствованию работы Северного морского флота.

Министерством морского флота СССР 14 сентября 1990 года были утверждены «Правила плавания по трассам Северного морского пути».

В июле 1997 года был утвержден Приказ о переводе ШМО в Мурманск. В октябре 1997 года имущество штаба доставлено в Мурманск атомным ледоколом «Ямал». Сотрудники ШМО продолжили свою деятельность в историческом здании Мурманского морского пароходства.

Штабы морских операций пережили перестройку, хотя и не без потерь и были ликвидированы только приказом Минтранса России от 17 января 2013 г. № 7
«Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути».

18.09.2020 № 1487 Правительством Российской Федерации приняты «Правила плавания в акватории Северного морского пути».

Управление акваторией Северного морского пути осуществляется с помощью принципа двух ключей, организация плавания в акватории Северного морского пути осуществляется Штабом морских операций ФГУП «Атомфлот», а разрешения на плавание в акватории Северного морского пути выдается Федеральным агентством морского и речного транспорта (далее – уполномоченный орган) или подведомственной ему организацией по согласованию со Штабом.

В задачи Штаба входят:

  • обеспечение безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов;
  • разработка маршрутов плавания судов и использование судов ледокольного флота;
  • организация предоставления информационных услуг в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, обеспечения осуществления ледокольной проводки судов;
  • содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории Северного морского пути.
Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.