Многофункциональное судно-контейнеровоз «Россита»
Судно для транспортировки ОЯТ и РАО «Россита»
Длина наибольшая (габаритная) – 84.00 м
Длина расчетная – 77,50 м
Ширина наибольшая – 14.00 м
Высота борта расчетная – 6.20 м
Осадка – 4,15 м
Вместимость валовая – 2557 тонн
Вместимость чистая – 767 тонн
Судно принято в эксплуатацию ФГУП «Атомфлот» Госкорпорации «Росатом» 15 июля 2011 года. Закладка киля состоялась 25 мая 2010 года в г. Ла Специя, Италия на судоверфи «Муджано» компанией «Финкантьери». Т/х «Россита» спущен на воду 16 декабря 2010 года.
Теплоход предназначен для транспортировки отработанного ядерного топлива и материалов утилизированных АПЛ с бывших береговых баз ВМФ РФ на Северо-Западе России. Т/х «Россита» имеет ледовый класс и может работать в сложных арктических условиях. Имеет два изолированных грузовых трюма общей вместимостью 680 тонн, может развивать скорость до 12 узлов и находиться в автономном плавании не менее трех тысяч морских миль.
Радиационный контроль на судне обеспечивается как автоматизированной многоканальной системой, так и комплексом переносных приборов, а также средствами индивидуального и группового дозиметрического контроля. Т/х «Россита» дооснащен системами физической защиты, проведено лицензирование судна в соответствии с требованиями российского законодательства.
В 2015 году многофункциональное судно приступило к обеспечению работ в Сайда-губе и губе Андреева.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Работы по созданию т/х «Россита» велись в рамках выполнения Межправительственного соглашения 2003 года о двустороннем сотрудничестве по утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава ВМФ, и переработке ядерных отходов и отработанного ядерного топлива. Соглашение между Россией и Италией было заключено во исполнение решений саммита «Большой восьмерки« в Кананаскисе (Канада). Италия принимает участие в реализации данных договоренностей через компанию Sogin, которая осуществляет общее руководство и финансирование проекта.
Подписание контракта на проектирование и строительство судна состоялось в июле 2008 года. Строительство судна осуществлялось на итальянской верфи в Муджано компанией «Финкантьери». Эта компания сотрудничает с Россией на протяжении 100 лет. Еще в 1914 году на этой же верфи в Муджано была построена подводная лодка по заказу царского Правительства России (Ф-43), которую не успели передать России, и она вошла в состав военно-морского флота Италии.
Решение о проектировании, строительстве и пуске в эксплуатацию многоцелевого судна для транспортировки ОЯТ и РАО объясняется тем, что в Северо-Западном регионе отсутствует транспортная инфраструктура, позволяющая осуществить вывоз ОЯТ из мест временного хранения наземным путем. В этих условиях вывоз ОЯТ может быть осуществлен только морским путем с использованием судна-контейнеровоза специальной постройки. Решение этой стратегической задачи взяла на себя Италия. Судно соответствует всем требованиям национальных и международных стандартов к транспортировке радиоактивных материалов, а также обеспечивает максимальную гибкость системы транспортировки, учитывая характеристики портовой инфраструктуры объектов Северо-Западного региона. При проектировании судна инженерно-технические решения адресованы, в первую очередь, вопросам обеспечения безопасности транспортировки ОЯТ и РАО. Радиационный контроль на судне обеспечивается как автоматизированной многоканальной системой, так и комплексом переносных приборов, а также средствами индивидуального и группового дозиметрического контроля. Обеспечение безопасности транспортировки ОЯТ крайне важно в связи с потенциальным риском, представляемым такими перевозками для людей и окружающей среды.
Судно будет ходить между поселком Гремиха, Губой Андреева, Губой Сайда, Северодвинском и другими территориями, на которых располагаются предприятия по утилизации атомных лодок. Судно закроет все потребности российского Северо-Запада в перевозках ОЯТ и РАО на весь период проведения работ по реабилитации территорий.