Универсальный атомный ледокол проекта 22220

Спуск на воду головного атомного ледокола проекта 22220   Головной атомный ледокол проекта 22220 «Арктика»

  16 июня 2016 года «Балтийский завод–Судостроение» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) спустил на воду головной атомный  ледокол «Арктика» проекта 22220, строящийся по заказу Госкорпорации «Росатом».

  23 августа 2012 года Федеральное государственное унитарное предприятие атомного флота (ФГУП «Атомфлот»), входящее в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ООО «Балтийский завод – Судостроение» (входит в Западный центр судостроения – «дочку» Объединенной судостроительной корпорации) заключили договор на строительство головного универсального атомного ледокола нового поколения проекта 22220. 3 августа ООО «Балтийский завод – Судостроение» (г. Санкт–Петербург) в ходе открытого конкурса был утвержден комиссией «Росатома» исполнителем данного контракта. Открытый конкурс был объявлен в связи с Постановлением Правительства РФ № 660 от 29 июня 2012 года «Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство головного универсального атомного ледокола». Государственным заказчиком и инвестором строительства выступает Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», а заказчиком–застройщиком – ФГУП «Атомфлот».

  Технический проект атомохода был разработан ОАО ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. В составе ядерной энергетической установки используется новый тип интегральной реакторной установки «РИТМ–200».

   По своим техническим характеристикам, универсальный атомный ледокол сможет одинаково эффективно работать в устьях сибирских рек и на трассах Северного морского пути. Кроме того, атомоход проекта 22220 станет самым большим и мощным в мире, а за счет увеличенной ширины (34 м вместо 30 на атомоходах типа «Арктика»), универсальный атомный ледокол будет способен один проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 100 тыс. тонн. Ледокол данного проекта сможет покорять льды до трех метров.

  Первый серийный атомный ледокол «Сибирь»

 Спуск на воду первого серийного ледокола проекта 22220 22 сентября в Санкт-Петербурге, на площадке ООО «Балтийский завод – Судостроение» состоялся спуск на воду первого серийного атомного ледокола «Сибирь» проекта 22220, строящегося по заказу Госкорпорации «Росатом».

  В торжественной церемонии приняли участие председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова, председатель Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии РФ Юрий Михайлов, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша, президент АО «ОСК» Алексей Рахманов, генеральный директор ООО «Балтийский завод – Судостроение» Алексей Кадилов и другие.

  Церемонию освещения первого серийного универсального атомного ледокола «Сибирь» провел настоятель Николо-Богоявленского морского собора протоиерей Богдан Сойко. После этого по морской традиции «крестная мать» универсального атомного ледокола «Сибирь» Татьяна Голикова разбила бутылку шампанского о борт судна и на глазах нескольких тысяч зрителей атомоход сошел со стапеля в воду.

  Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев поблагодарил сотрудников Балтийского завода за работу и выразил надежду, что первый серийный универсальный атомный ледокол «Сибирь» будет сдан в ноябре 2020 года.  

«Выполнение установленных сроков сдачи универсальных атомных ледоколов – приоритетная задача для всех участников строительства новых атомоходов. Мы понимаем, что Балтийскому заводу потребовалось время для восстановления производственных связей и актуализации опыта. Сейчас мы уже ждем результатов», – отметил Алексей Лихачев.

  С вводом в эксплуатацию универсальных атомных ледоколов проекта 22220 главной задачей ФГУП «Атомфлот» станет обеспечение круглогодичной навигации по всему Северному морскому пути для доставки углеводородной продукции на рынки Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. 

«Сегодня атомная энергетика обеспечивает России безоговорочное лидерство в высоких широтах, но только при наличии универсальных атомных ледоколов наша страна в полной мере сможет открыть миру все возможности и преимущества Северного морского пути. К концу этого года будет завершен технический проект создания ледокола «Лидер», а это уже новая страница в истории освоения Арктики», – сказал Вячеслав Рукша. 

  Срок сдачи головного универсального атомного ледокола «Арктика» – середина 2019 года, первого серийного атомного ледокола «Сибирь» – ноябрь 2020 и второго серийного атомного ледокола «Урал» – ноябрь 2021 года.

Характеристики

Пр. 1052
(тип АРКТИКА)        

  

  

  

  

Пр. 10580
(тип ТАЙМЫР)

  

  

  

  

   Пр. 22220

Основной район
эксплуатации

Арктика

Устье р. Енисей
и мелководные районы Арктики

Постоянно – Западный район Арктики
в том числе Баренцево, Печорское
и Карское моря, мелководные участки
Енисея (до п. Дудинка) и Обской губы.
В летне-осенний
период – Восточный район Арктики.

Длина, м

- наибольшая

- по КВЛ

148,0

136,0

150,0

140,6

173,3

160,0

Ширина, м

- наибольшая

- по КВЛ

30,0

28,0

29,2

28,0

34,0

33,0

Высота борта, м

17,2

15,2

15,2

Осадка, м

- по КВЛ

- минимальная

11,0

8,1

10,5

8,5

Водоизмещение, т

- при осадке по КВЛ

- при минимальной осадке

20 900

19 600


33 530

25 540

Число и мощность
турбин, кВт

2х27 960

2х18 400

2х36 000

Мощность
на валах, кВт

49 000

32 500

60 000

Скорость
на чистой воде, уз

20,8

20,2

ок. 22

Ледопроходимость, м

2,25

1,7

2,8-2,9

Численность
экипажа, чел

106

89

53