Атомные ледоколы-легенды
Атомный ледокол «Ленин»
Памятник истории и культуры
Атомный ледокол «Ленин» стал первым в истории гражданским судном с ядерной энергетической установкой, и потому его достижения со времени ввода в строй действующего флота вплоть до появления новых отечественных атомоходов гражданского назначения становились уникальными, а некоторые до сих пор непревзойденными. Вступивший в строй 3 декабря 1959 года, атомоход «Ленин» до сих пор остается единственным ледоколом, на котором была произведена замена одной ядерной энергетической установки на другую. Этот ледокол впервые произвел доставку и высадку зимовщиков на льдину, обеспечив организацию дрейфующей полярной станции «СП-10» в 1961 году. На долю «Ленина» и его экипажа выпало начать первую продленную навигацию на главной трассе Севморпути Мурманск-Дудинка-Мурманск в 1970 году. Через полгода атомоход осуществил совместно с ледоколом «Владивосток» сверхранний высокоширотный переход по Северному морскому пути до порта Певек. На счету экипажа «Ленина» и первый Ямальский экспериментальный рейс к мысу Харасавэй в 1976 году, куда доставил грузы для газодобытчиков дизель-электроход «Павел Пономарев» под проводкой атомохода. «Ленин» первым из атомных ледоколов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации. 10 апреля 1974 года атомный ледокол «Ленин» был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина.
Атомный ледокол стал настоящей кузницей кадров для всего атомного флота. Только за первые 20 лет эксплуатации на судне прошло подготовку 1327 человек, которые впоследствии работали на других атомоходах и в береговых структурах атомного флота. Эти люди продолжали и достойно развивали лучшие традиции атомного ледокольного флота, заложенные на первом атомоходе, а имена выдающихся командиров первого атомного капитанов Павла Акимовича Пономарева, Бориса Макаровича Соколова, главного механика Александра Калиновича Следзюка навечно вписаны в историю освоения Арктики. Атомный ледокол «Ленин» стал и первым отечественным судном-памятником с ядерной энергетической установкой, который ошвартован к причалу у морского вокзала города-героя Мурманска 5 мая 2009 года и за эти годы стал одной из наиболее посещаемых достопримечательностей Мурманска. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» ФГУП «Атомфлот» получил официальный статус памятника истории и культуры. 13 января 2016 года в Минюсте России зарегистрирован приказ министра культуры РФ Владимира Мединского о включении выявленного объекта культурного наследия «Атомный ледокол «Ленин» в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения.
Атомный ледокол «Арктика»
Первые на Полюсе
17 августа 1977 года впервые в активном надводном плавании во льдах экипаж атомного ледокола «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Сбылась мечта многих поколений моряков всего мира. Задача, сравнимая по своей масштабности и значимости с такими революционными прорывами в научно-техническом прогрессе, как полет человека в космическое пространство, была успешно решена отечественными мореплавателями, чье судно было оснащено самой совершенной по мощности, эффективности и экологичности силовой установкой, состоящей из двух атомных реакторов. 14 сентября 1977 года атомный ледокол «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции.
И до, и после легендарного похода «Арктика» совершила немало выдающихся рейсов, которые кардинальным образом изменили представления о возможностях арктического мореплавания. Среди них экспериментальный рейс атомохода с ледоколом «Мурманск» к полуострову Ямал в феврале 1977 года. Самыми трудными, но успешными в биографии ледокола и его экипажа были операции по выводу из сильнейших сжатий льда на чистую воду транспортных судов в Чукотском море осенью 1983 года, когда в восточном районе Арктики была самая тяжелая за весь ХХ век ледовая ситуация. Экипажем ледокола в разные годы руководили такие выдающиеся капитаны как Юрий Сергеевич Кучиев, Василий Александрович Голохвастов, Анатолий Алексеевич Ламехов.
Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть»
Уникальный атомный транспорт
Это грузовое судно с ядерной энергетической установкой было не первым, но на сегодня оно остается единственным на Земле действующим атомным транспортом. Отчасти предшественник «Севморпути» атомное грузопассажирское судно «Саванна», давно переоборудовано американцами в музей. По причине экономической неэффективности статус ядерного транспорта утратил и немецкий грузовоз «Отто Ган».
Построенное в 1988 году на Керченском заводе, судно имеет впечатляющие размеры. Первые годы эксплуатации атомного лихтеровоза–контейнеровоза на международных линиях Одесса – Вьетнам – Владивосток, Владивосток – КНДР и других показали, что «Севморпуть» может работать в любом районе мирового океана. Но основная деятельность атомного транспорта проходила в районе плавания, имя которого он носит. Несколько лет уникальное судно успешно обеспечивало грузоперевозки на ведущей трассе Северного морского пути Мурманск – Дудинка – Мурманск, заменяя на грузоперевозках данного направления 2–3 специализированных сухогруза.
С 2007 года атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» оказался невостребованным в акватории Северного морского пути. В декабре 2013 года генеральным директором Госкорпорации «Росатом» Сергеем Кириенко было принято решение о восстановлении судна. В декабре 2015 года «Севморпуть» успешно прошел ходовые испытания. После ввода в эксплуатацию перед судном стоят задачи в том числе и коммерческие. Появляются заказы и по линии Министерства Обороны — это обеспечение развертывания присутствия военных группировок в Арктике, восстановление инфраструктуры аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца–Иосифа и других районов Крайнего Севера.
9 июня 2016 года атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» вернулся из первого рейса за последние десять лет. 6 мая уникальное транспортное судно с ядерной энергетической установкой вышло из порта Мурманск в направлении острова Котельный. В бухте Темп состоялась выгрузка на припайный лед 5,8 тыс. тонн груза. Круговой рейс был определен в 40 суток. Экипаж атомного лихтеровоза «Севморпуть» продемонстрировал готовность работать в установленные сроки, что важно для потенциальных заказчиков.
В порт Мурманск атомный лихтеровоз «Севморпуть» доставил около 1,6 тыс. тонн груза: отходы строительного производства, мусор, металл и автотехнику. Министерство обороны и их подрядчики принимают активное участие в реализации президентской программы очистки Арктики с целью создания благоприятных условий дальнейшего освоения территорий без нанесения вреда природной среде.