Арктические проекты
Сегодня одной из главных задач, которую успешно выполняет Росатомфлот, является ледокольное обеспечение крупных национальных арктических проектов. Участие в таких мегапроектах обеспечивает работой атомный ледокольный флот на несколько десятилетий. Например, контракт ФГУП «Атомфлот» с «Ямал СПГ» подписан до 2040 года.
С февраля 2015 года Росатомфлот начал проводку судов для целей экспорта нефти с Новопортовского месторождения. В настоящее время проводки осуществляются в период с декабря по июнь.
25 мая 2016 года состоялось открытие терминала «Ворота Арктики» для морской отгрузки сырой нефти с Новопортовского месторождения. Терминал «Ворота Арктики», расположенный в акватории Обской губы в районе села Мыс Каменный, предназначен для круглогодичной отгрузки в танкеры нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Терминал находится в пресных водах, толщина льда вокруг него в зимний период может превышать 2 метра – это потребовало применения уникальных технических решений, которые обеспечивают его надежную работу в условиях Крайнего Севера.
Максимальная мощность терминала по перевалке сырья составляет более 8,5 млн тонн в год, его технологическая схема обеспечивает «нулевой сброс» загрязняющих веществ в акваторию Обской губы.
Рост грузопотока по СМП с развитием арктических углеводородных проектов
Проект и Оператор |
|
Проектная мощность (в год) |
Период (годы) |
|
Ямал, СПГ, танкеры СПГ и СГК | 2018 – 2040 | |||
16,5 млн тонн СПГ | ||||
Ямал СПГ, Портофлот | 2014 – 2040 | |||
Новопортовское месторождение, Новый порт |
8,5 млн тонн сырой нефти | 2014 – 2035 | ||
Норильский Никель, порт Дудинка |
1,3 млн тонн цветных и благородных металлов |
1975 – 2040 | ||
Уголь п–ва Таймыр (ВостокУголь) |
10 млн тонн угля | 2023 – 2035 | ||
Арктик СПГ–2 | 16,5 млн тонн СПГ | 2022 – 2045 | ||
Пайяхское месторождение, ОАО «Независимая нефтегазовая компания» |
7,3 млн тонн сырой нефти | 2023-2030 |
Научно-исследовательская деятельность
Одним из видов деятельности ФГУП «Атомфлот» является обеспечение проведения научно–исследовательских работ в Российской Арктике:
- по определению внешних границ континентального шельфа РФ;
- по организации и эвакуации дрейфующих полярных станций («Северный Полюс»);
- по геологической разведке и сейсмическим исследованиям, в том числе, в районах месторождений углеводородов.
Основные заказчики:
- Государственный научно–исследовательский навигационно–гидрографический институт
- (АО «ГНИНГИ»);
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Арктический и антарктический научно–исследовательский институт» (ФГБУ «ААНИИ»);
- Открытое акционерное общество «Севморнефтегеофизика» (ОАО «СМНГ»);
- Акционерное общество «Арктикморнефтегазразведка» (АО «АМНГР»);
- Открытое акционерное общество «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция» (ОАО «МАГЭ»).
В содружестве с Северным флотом
Возвращение ВМФ России в Арктику подчеркивает особое значение этого района сегодня. Важнейшие проекты, нацеленные на восстановление стратегически важных объектов, невозможны без активного участия атомного ледокольного флота, которое возобновляется впервые за последние двадцать лет. Доказательством этого стали успешные операции по проводке караванов кораблей Северного флота, осуществляемые атомоходами Росатомфлота с осени 2013 года.
2 октября 2013 года Командующий Северным флотом адмирал В.И. Королев выразил благодарность за обеспечение похода кораблей Северного флота по Северному морскому пути генеральному директору ФГУП «Атомфлот» и всему коллективу. В своем послании Владимир Иванович подчеркнул:
«В сложнейшей навигационной и ледовой обстановке четыре атомных ледокола осуществляли проводку боевых кораблей и судов флота в арктических морях Северного Ледовитого океана. На протяжении всего ледового похода североморцы чувствовали постоянную поддержку экипажей атомных ледоколов Вашего предприятия, обеспечивающих безопасность плавания кораблей отряда».