История
Из истории атомного ледокольного флота
Экипажами атомных ледоколов в историю флота вписано немало ярких страниц. Уже первый атомный ледокол «Ленин», вошедший в строй 3 декабря 1959 года, позволил кардинально пересмотреть вопрос о расширении сроков навигации в Арктике и значительном увеличении объемов грузооборота на трассе Северного морского пути. Стало очевидно и то, что атомные ледоколы открывают новые возможности освоения Арктики. Так, впервые, в 1961 году дрейфующая полярная станция – это «Северный полюс-10» – была высажена на лед с ледокола «Ленин» и обустроена при активном участии его экипажа. В этом же рейсе с ледокола были расставлены вдоль кромки полярных льдов 16 дрейфующих автоматических радиометстанций – ДАРМСов. В 1971 году «Ленин» совместно с ледоколом «Владивосток» осуществил высокоширотное сквозное плавание из Мурманска в восточный район Арктики. В 1976 году экипаж атомохода «Ленин» осуществил сверхранний по тому времени рейс, обеспечив доставку теплоходом «Павел Пономарев» 4 тысяч тонн грузов для газовиков полуострова Ямал. Первый Ямальский экспериментальный – такое название закрепилось в истории за этим рейсом. Благодаря усилиям моряков-атомоходцев в 1978 году навигация в Западном районе Арктики стала круглогодичной.
Самое выдающееся достижение в истории атомного ледокольного флота принадлежит экипажу атомохода «Арктика». 17 августа 1977 года он впервые в мире достиг географической точки Северного полюса в свободном ледовом плавании. Экипажу «Арктики» в 1983 году удалось предотвратить тяжелые последствия аномально сложной навигации в Восточном районе Севморпути, благодаря чему были не только спасены замерзавшие суда и их экипажи, но и своевременно доставлены на побережье заявленные грузы.
В истории атомохода «Сибирь» были два выдающихся рейса. В 1978 году ледокол осуществил проводку теплохода «Капитан Мышевский» в транзитном плавании по всей трассе Севморпути с запада на восток. В 1987 году экипаж атомохода не только достиг вершины Земли – Северного полюса, но и снял со льдины состав научной станции СП-27 и обеспечил открытие новой станции СП-29.
Экипаж атомохода «Россия» первым совершил в 1990 году рейс с туристами на Северный полюс. В дальнейшем такие рейсы стали регулярными в течение летнего сезона и осуществлялись на атомоходах «Советский Союз», «Ямал», а теперь и на самом новом атомоходе «50 лет Победы». «России» совместно с атомоходом «Ямал» выпала ответственная миссия по обеспечению вывода изо льдов караванов судов, попавших в ледовую западню в 1994 году, тогда во многом повторилась ситуация в Арктике, аналогичная 1983 году. К числу сложнейших рейсов можно отнести и проводку атомоходом «Советский Союз» танкера «Уйкку» из Мурманска в Певек с нефтепродуктами для замерзавших жителей восточной Арктики в ноябре-декабре 1998 года.
Гражданский атомный флот взрастил целую плеяду выдающихся моряков, чьи имена вошли в историю. Это капитаны Герои социалистического труда Б.М.Соколов, Ю.С.Кучиев, А.А.Ламехов, кавалер двух орденов Ленина В.А.Голохвастов, З.А. Вибах, В.К.Кочетков и другие. Выдающаяся роль в становлении атомного ледокольного флота принадлежит главным инженерам-механикам Героям социалистического труда А.К.Следзюку и О.Г. Пашнину, а также В.А.Мизгиреву, лауреату Государственной премии начальнику службы КИПиА А.А.Адрианову, старшему инженеру-механику АППУ В.В.Каратееву, старшему электромеханику И.А. Домахину и другим. Многие годы главным инженером по атомным установкам в Мурманском морском пароходстве был Л.Г.Данилов, удостоенный звания Лауреата Государственной премии СССР. Этот ряд имен можно продолжать и продолжать.
Ремонт и междурейсовое техническое обслуживание атомного флота немыслимо без специализированного предприятия, располагающего соответствующей производственной базой и оборудованием и расположенного в месте базирования атомоходов. Им стало, что уже отмечено, предприятие «Атомфлот», начинавшееся как достроечная база Адмиралтейского завода, сооружавшего атомный ледокол «Ленин». Для его встречи в Мурманске соорудили деревянный, предусматривавший нагрузку не более пяти тонн, причал. А на рейде установили якорные бочки. Вслед за атомоходом на Север в 1960 году пришла небольшая плавмастерская с крохотным слесарным участком и скромным парком самых необходимых станков. Но самое главное – люди. Специалисты из разных уголков страны временно сменили свое место жительства и были командированы в Мурманск для доводки первого атомного ледокола.
Специальная правительственная комиссия, объединившая представителей доброго десятка министерств и ведомств, долго и тщательно выбирала место для строительства Базы-92. Важно было, чтобы она располагалась по соседству с транспортными магистралями и рядом с другими предприятиями судоремонтной и судостроительной промышленности. При этом в расчет брались уже формировавшиеся требования по ядерной и радиационной безопасности. В итоге остановились на бухте около мыса Пинагорий по соседству с судоремонтным заводом военного назначения «Севморпуть». Предприятие и должно было располагаться на территории, принадлежавшей военным ведомствам. Кстати, Министерство морского флота одно время даже пыталось разместить заказ на базирование и ремонт атомных ледоколов на предприятиях Министерства судостроительной промышленности и военно-морского флота. Но в конечном итоге не сошлись в суммах расходов на эти цели. А 1 марта 1968 года было принято правительственное решение о сооружении трех мощных атомных ледоколов типа «Арктика», которое предопределило характер строительства береговой базы их обслуживания. В том же марте вышло постановление Совета Министров СССР, предусматривающее меры по строительству берегового предприятия для базирования и ремонта гражданского атомного флота. И уже в августе 1968 года проектирование специализированного предприятия было поручено головному институту Минморфлота Союзморниипроекту. Впрочем, институты Минсудпрома и Минсредмаша тоже подключились к данной работе.
Начали со строительства постоянного причала для единственного на тот момент атомохода «Ленин», а затем в обе стороны от него продолжилось формирование причальной линии, ныне имеющей длину более километра. Ввод производственных мощностей ремонтно-технологического предприятия, вошедшего в состав Мурманского морского пароходства, осуществлялся отдельными пусковыми комплексами. Первыми были сданы причалы, новая рабочая столовая, складские помещения, котельная и некоторые объекты основного производства. Затем строители передали эксплуатационникам объекты зоны «А» – специального комплекса, предназначенного для ремонта и обслуживания работ, связанных с ядерными энергетическими установками. Позже вступило в строй многоэтажное здание заводоуправления, гараж, блок вспомогательных цехов и другие объекты.
В период интенсивного развития предприятия на протяжении почти тридцати лет его директором был опытный руководитель почетный гражданин города-героя Мурманска Анвер Ибрагимович Тумпаров, к которому все обращались не иначе как Андрей Иванович. Он возглавил «Атомфлот» 12 сентября 1968 года – в момент, когда были приняты судьбоносные для его развития решения на государственном уровне. Вот как Тумпаров рассказывал в своих воспоминаниях о том событии:
«Я обошел территорию, посмотрел список так называемых основных фондов, побывал в четырех домах на улице Дежнева, принадлежавших предприятию. Они были деревянными, щитовыми, на сорок две квартиры, и в основном использовались как общежития. Побывал и в поселке Нижняя Роста, где на улице Мончегорской располагалось еще одно общежитие базы. Этот поселок-выселок в то время имел еще одно название – Булганинский, поскольку деньги на строительство каркасно-щитового и барачного поселка когда-то удалось выбить через члена ЦК КПСС, депутата Верховного Совета СССР – Н. А. Булганина. Нижняя Роста, кстати сказать, вопреки названию, размещалась высоко на сопке, недалеко от судоремонтного завода «Севморпуть» (З5-го). Сейчас на этом месте нет ни общежития, ни улицы Мончегорской – пролегла здесь дорога к РТП «Атомфлот». Осмотрев дома в Росте и все, что было на территории базы, я остался не очень доволен. Хозяйство было небогатое.
Работало тогда на базе 68 человек. Из них – два инженерно-технических работника (директор и механик), инспектор отдела кадров, секретарь, два бухгалтера и пять человек производственного персонала. Остальные – младший технический персонал: кладовщики, кочегары, уборщицы».
Вот с таким кадровым и производственным потенциалом начинал развивать уникальное в мире предприятие по обслуживанию гражданского атомного флота бывший работник органов госбезопасности, морской диспетчер, а затем начальник производства судоремонтного завода морского флота. И на протяжении 28 лет жизнь его делилась между заботами на базе и поездками в Москву, где решались принципиальные вопросы развития атомного ледокольного флота. В последующие годы ФГУП «Атомфлот» пережил немало трудных лет, связанных с реформированием всей системы социально-экономических и хозяйственно-производственных отношений в новой России.