Северный морской путь

Состояние нормативной правовой базы использования государственного атомного ледокольного флота  в целях обеспечения судоходства на трассах Северного морского пути

    Основополагающим нормативным актом по вопросам организации, управления и обеспечения судоходства на Северном морском пути являются «Правила плавания по трассам СМП». Действующие «Правила плавания по ТСМП» издания 1990 г. были разработаны согласно постановлению Совета Министров СССР от 1 июня 1990 г. №565 и утверждены Министерством морского флота СССР 14 сентября 1990 г. В соответствии с данными Правилами дислокация специальных навигационных служб, непосредственно осуществляющих морские ледовые операции и управление движением флота по Северному морскому пути, предусматривалась в составе Мурманского и Дальневосточного морских пароходств, являвшихся операторами государственного ледокольного флота. Преобразование этих пароходств в частные судоходные компании поставило под сомнение легитимность содержания в их составе государственного ледокольного флота и функционирования Штабов морских операций, выполняющих свои обязанности в рамках государственного регулирования и управления работой флота на трассах СМП в целях обеспечения безопасности мореплавания, охраны окружающей среды, взимания платежей ледокольного сбора на содержание государственных ледоколов.

   В нарушение ст. 14 Федерального закона №155 от 31 июля 1998 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Рроссийской Федерации» до настоящего  времени не утверждены Правительством новые «Правила плавания по трассам СМП». Одной из причин затягивания принятия законодательных и нормативных актов использования инфраструктуры Северного морского пути и её важнейших элементов – государственного атомного ледокольного флота и Штаба морских операций – явились проявления лоббистских действий со стороны крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой полезных ископаемых в арктической зоне РФ. Так, например, отказ ОАО ГМК «Норильский Никель» от исполнения требований действующих «Правил плавания по ТСМП», указаний Штаба морских операций и оплаты ледокольного  сбора привёл к недополучению платежей на содержание государственного атомного  ледокольного флота в размере 238,5 млн руб в 2006 г.; 329,8 млн. руб в 2007 г.; 757,8 млн. руб в 2008 г.; на 2009 г. прогнозируется недобор платежей ледокольного сбора за перевозки по Севморпути грузов ОАО ГМК «Норильский Никель» в размере 1 млрд. 608,4 млн. руб.

   Действия ОАО ГМК «Норильский Никель» обусловлены недостатками существующей нормативной правовой базы, практическим отсутствием реализации декларируемых принципов государственного регулирования и управления национальной транспортной коммуникацией – Северным морским путём.

   По сумме негативных тенденций, отставание в развитии законодательной и нормативной базы Северного морского пути и использования государственного атомного ледокольного флота в целях обеспечения арктического судоходства, несёт угрозу национальным интересам России в Арктике. В условиях обостряющейся международной конкуренции в борьбе за ресурсы арктического шельфа это может привести к потере лидирующих позиций и суверенитета России над исключительной экономической зоной и Северным морским путём.

   В проекте «Правил плавания по ТСМП», разработанном ЦНИИМФ по заданию Госкорпорации «Росатом», предусмотрена реализация положений о расширении в соответствии со ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. границ Северного морского пути за счёт присоединения акваторий в Баренцевом и Беринговом море, покрываемых льдами в течение большей части года (рис. 8), а также внутренних вод с морским режимом судоходства в устьевых областях крупных сибирских рек. Эта мера позволит включить в объёмы грузооборота по Северному морскому пути, в том числе вывоз углеводородного сырья из перспективных месторождений Тимано-Печорской провинции в объёмах10-20 млн тонн ежегодно, что в свою очередь существенно увеличит грузовую базу взимания ледокольного (арктического путевого) сбора на содержание атомного ледокольного флота.

   В результате утверждения предлагаемого проекта «Правил» и закрепления в составе ФГУП «Атомфлот» полномочного органа по организации, управлению  и ледокольному обеспечению движения флота по трассам Северного морского пути – Штаба морских операций, будут в достаточной мере реализованы принципы государственного управления, обеспечения безопасности мореплавания, предотвращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, создания упорядоченной системы взимания платежей на содержание атомного ледокольного флота, защиты государственных интересов в Арктике.

  Со стороны Правительства РФ необходимо предусмотреть четкий и жесткий контроль над деятельностью заинтересованных Министерств  и Ведомств  в принятии и совершенствовании  законодательной и нормативной базы использования Северного морского пути..

   Необходимо предусмотреть разработку и принятие законодательных актов, закрепляющих юрисдикцию Российской Федерации над национальной транспортной коммуникацией – Северным морским путем, в соответствии со статьей 234 Конвенции ООН по морскому праву – в пределах акватории исключительной экономической зоны РФ в Арктике, покрываемой льдами в течение большей части года, включая северную и восточную часть Баренцева моря, северную часть Берингова моря.

  Завершить разработку нормативной правовой базы использования государственного атомного ледокольного флота для обеспечения функционирования арктической морской транспортной системы – Северного морского пути – в целях соблюдения и защиты национальных интересов России в Арктике.

   Предусмотреть закрепление полномочий органа по рациональному использованию и управлению движением флота на трассах Северного морского пути в лице Штаба морских операций  Оператора государственного атомного ледокольного флота – ФГУП «Атомфлот» Госкорпорации «Росатом».

   Законодательно закрепить положение о возмещении расходов на содержание атомного ледокольного флота за счет платежей ледокольного (арктического путевого) сбора с судовладельцев при плавании судов и выполнении ими рейсовых заданий в пределах Северного морского пути.

  Включить в Федеральную целевую программу «Судостроение» и определить сроки реализации задач проектирования и строительства атомных ледоколов нового поколения для замены отработавших свой ресурс ледоколов серии «Арктика», «Таймыр».