Новости предприятия
03.02.10: СОБЫТИЯ ЯНВАРЯ
СОБЫТИЯ ЯНВАРЯ
Завершился первый месяц 2010 года. Традиционно январь открывается для большинства россиян декадой своеобразных зимних каникул – выходных и праздничных дней. Однако работа атомного ледокольного флота не прекращается ни на один день. Нынче Новый год на дежурстве в Карском море встречали моряки атомного ледокола «50 лет Победы». А с 11 января экипаж самого молодого атомохода приступил к ледовой проводке танкеров с нефтепродуктами, следующих на порт Витино и в обратном направлении.
Январь – это время подведения итогов прошедшего года. Из рабочих совещаний, встреч представителей трудового коллектива ФГУП «Атомфлот» с администрацией можно выделить два, о которых стоит рассказать подробнее.
Без работы не останемся
26 января состоялась встреча профсоюзных активистов предприятия с генеральным директором ФГУП «Атомфлот» Вячеславом Рукшей. В ней также принимали участие главный инженер Мустафа Кашка и заместитель генерального директора по персоналу и социальным вопросам Юрий Соленов.
Выступая перед собравшимися, генеральный директор охарактеризовал перспективы работы предприятия в наступившем году. Он особо подчеркнул, что несмотря на продолжающиеся сложности с пополнением портфеля заказов на услуги ледокольного флота, есть все предпосылки сработать в 2010 году не хуже, чем в предыдущем и реально заработать в пределах 900 миллионов – 1 миллиарда рублей. Среди основных намечаемых работ для атомоходов можно выделить обеспечение научных исследований по оценке границ российского шельфа в Арктике. Ожидается рост транзитных перевозок грузов: нынче с запада на восток предполагается вывоз нефти танкерами «Совкомфлота», не исключено, что и немецкая компания «Белуга шиппинг», доставлявшая грузы в Обскую губу в прошлом году, продолжит аналогичные рейсы. Заключен и реализуется договор со специализированным нефтяным портом Витино на обеспечение проводки во льдах танкеров с нефтепродуктами.- В весенний период ожидаются рейсы с грузами для газовиков Харасавэя, которые требуют ледокольного обеспечения. Наконец, продолжатся круизные рейсы на Северный полюс с туристами на борту. И хотя не удается найти взаимопонимания по ставкам ледокольных сборов с главным в недавнем прошлом партнером атомного флота – «Норильским никелем», возникают объективные предпосылки увеличения потребности в услугах атомоходов. Растущие отрицательные температуры нынешней зимы подтверждают наметившуюся тенденцию к глобальному похолоданию в Арктике. Кстати, подтверждают эту тенденцию и ученые Арктического и антарктического института.
По мнению генерального директора, в условиях, когда на Севморпути не стабилизировался грузопоток, требующий ледокольного обеспечения, есть смысл разработать и применять бонусную систему оплаты труда моряков, предусматривающую выплату дополнительного денежного вознаграждения по итогам года.
В.В.Рукша очертил некоторые перспективные задачи по развитию атомного ледокольного флота. По его мнению, необходимо добиться такого продления ресурса, которое бы позволило сохранить в эксплуатации до 2025 года минимум пять действующих атомоходов. Для этого необходимо продлить ресурс ЯЭУ ледоколов типа «Арктика» до 175 тысяч часов, а мелкосидящих - «Таймыра» и «Вайгача» - до 200 тысяч. Появилась надежда, что после реконструкции под снабженческое судно, способное вести выгрузку на необорудованный берег, возобновится эксплуатация атомного лихтеровоза «Севморпуть». В этом направлении ведутся переговоры с «Газпромом», у которого велика потребность в доставке грузов на полуостров Ямал. В более отдаленной перспективе было бы весьма желательно строительство морского торгового порта в Обской губе, где также появилась бы работа для «Севморпути».
Профсоюзные активисты задали немало вопросов руководителям предприятия. Наиболее волнующая людей тема – строительство жилья для работников ФГУП «Атомфлот». Этот вопрос уже поднимался в прошлом году на встрече В.В.Рукши с молодыми работниками и сегодня происходит уточнение ранее обозначенных позиций. В стадии проработки определение площадок под застройку, ипотечного кредитования - переговоры по этим вопросам идут с городскими властями, Газпромбанком. Позиция же руководства ФГУП «Атомфлот» неизменна: строительство жилья необходимо вести для специалистов предприятия, готовых заключить с ним долгосрочные контракты на работу.
Интересовал собравшихся и вопрос организации Добровольного медицинского страхования. Недавно проведенный тендер на оказание услуг по полисам ДМС вновь выиграла страховая компания «Согаз», к которой у работников предприятия было немало претензий. Оценивая перспективу сотрудничества с этой компанией, Вячеслав Рукша подчеркнул необходимость установления жесткого контроля за ее деятельностью со стороны предприятия. Аналогичное поручение дал и генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко во время встречи с моряками в Москве накануне 50-летия атомного ледокольного флота.
Совещание главных механиков
На ФГУП «Атомфлот» состоялось совещание главных инженеров-механиков атомных ледоколов, посвященное анализу итогов работы в прошедшем году. Оно было проведено по инициативе и под председательством главного инженера предприятия Мустафы Кашки. По его мнению, необходимость в подведении годовых итогов работы главных специалистов по технической эксплуатации атомоходов очевидна. Это и публичный анализ статистики происшествий, нарушений, отказов техники, и обсуждение с ведущими специалистами судов типичных ситуаций, приводящих к отклонениям в работе систем и механизмов. Наконец, это выработка превентивных мер, позволяющих предвидеть, а значит и предотвратить нештатные ситуации в техническом обслуживании и эксплуатации атомного флота.
В ходе совещания перед собравшимися выступили руководители технических управлений и служб, доложившие о результатах деятельности. Переход атомного ледокольного флота из доверительного управления Мурманского морского пароходства в систему управления Государственной корпорации «Росатом» пришелся на 2008 год. Если сравнивать его результаты с только что ушедшим годом, позитивные перемены вроде бы налицо: в позапрошлом году на флоте зафиксировано 21 эксплуатационное происшествие, в прошлом – 13. Вместе с тем, по таким важным позициям эксплуатации ядерных энергетических установок, как, например, отказы парогенераторов (ПГ) не все выглядит столь уж благополучно. Число отказов ПГ в 2008 году было 8, в 2009-м – 11.. И тут есть над чем задуматься представителям всех технических служб, ведь как показывает практика, основная причина происшествий – пресловутый человеческий фактор, свидетельствующий в одних случаях о недостаточности контроля руководителей судовых служб за работой своих подчиненных, а в других – о снижающейся подчас квалификации отдельных специалистов, что является серьезным поводом для совершенствования их подготовки.
И еще один немаловажный момент, можно сказать, морального порядка. Цена ошибки при эксплуатации такой сложной и потенциально опасной техники как ядерные установки чрезвычайно высока – в этом не надо кого-то специально убеждать. Но бывает, когда просчеты не приводят к заметным эксплуатационным последствиям, и тогда у некоторых работников возникает соблазн скрыть собственные ошибки. И не дай бог, если это начнет входить в привычку. Вот почему при анализе положения со срабатыванием АЗ главный инженер ФГУП «Атомфлот» четко сформулировал меру налагаемой ответственности на специалистов при таких ситуациях: должно следовать безусловное наказание человека за сокрытие ошибки. Напротив, если он своевременно доложил о происшедшем, наказывать совсем не обязательно… Главное, сделать выводы на будущее, чему и способствует прозрачность в служебных отношениях. С этой точки зрения, само годовое совещание главных механиков как раз и есть еще один шаг на пути к такой прозрачности.
По пути оптимизации
Процесс совершенствования производства диктует насущную необходимость оптимизации структуры управления предприятием и сокращения его численного состава. Начало нового года ознаменовано рядом преобразований в этом направлении. Произведено упразднение должностей начальников отделов, численность которых менее пяти человек, а сами руководители данных подразделений переведены в разряд ведущих специалистов. В свою очередь отдельные категории специалистов переведены в категорию рабочих должностей. Реорганизация коснулась, к примеру, техников-дозиметристов, которые стали теперь рабочими-дозиметристами с соответствующей шкалой разрядов. Разрабатывается план мероприятий по дальнейшей оптимизации численности.
Меры по совершенствованию управления осуществлены и в высшем звене. Сокращена должность заместителя генерального директора по экономике, взамен введена совмещенная должность: заместитель генерального директора по финансам – главный бухгалтер, на которую назначена Ирина Васильевна Шейкина. Заместителем генерального директора по технической эксплуатации флота назначен Константин Юрьевич Князевский. Начальником управления технической эксплуатации флота назначен Олег Эдуардович Дарбинян.
В.Блинов.
Заместитель начальника Отдела внешних связей