Новости предприятия
28.06.10: Cостоялась закладка киля судна для транспортировки ОЯТ и РАО на итальянской судоверфи «Муджано»
Cостоялась закладка киля судна для транспортировки ОЯТ и РАО на итальянской судоверфи «Муджано»
На судоверфи «Муджано» (Италия) состоялась закладка киля судна для транспортировки ОЯТ и РАО, строящегося для ФГУП «Атомфлот». Строительство судна осуществляется на верфи «Mуджано» компанией «Финкантьери» в г. Ла Специя, Италия.
Строительство многоцелевого судна для транспортировки ОЯТ и РАО – важная часть программы сотрудничества правительств Италии и России в области утилизации атомных судов, выведенных из состава Военно-Морского флота РФ. Строительство судна позволит оптимизировать перевозки ОЯТ и РАО на Северо-Западе России, обеспечивая при этом высокий уровень безопасности и минимальное воздействие на окружающую среду.
Подписание контракта на проектирование и строительство судна состоялось в июле 2008 г. Предполагается, что судно будет спроектировано и построено примерно за 30 месяцев. Полный срок службы судна составляет 25 лет. Завершение работ планируется к марту 2011 года. Однако уже в ноябре 2010 года планируется спуск судна на воду, после чего начнутся испытания систем судна. ФГУП «Атомфлот», входящее в состав Госкорпорации «Росатом», приобретет права собственности на судно и возьмет на себя его эксплуатацию.
Судно будет иметь два изолированных грузовых трюма, общей вместимостью 720 т. Судно проектируется как универсальный перевозчик контейнеров с ОЯТ и РАО любого типа, вплоть до отработавшей выемной части реактора подводной лодки класса «Альфа». Грузовые трюмы оборудуются специальной системой вентиляции для поддержания в них необходимой температуры.
Контейнеровоз будет иметь технические параметры, позволяющие судну осуществлять вход и безопасную стоянку в доках морских портов и причалах объектов Северо-Западного региона России. Оно будет способно находиться в автономном плавании до двух месяцев. Контейнеровоз будет специально приспособлен к условиям навигации в северных широтах и сможет работать в арктических морях в период летне-осенней навигации. Судно должно быть послушным в управлении и выдерживать волнение моря до 6 баллов.
Обращение со значительными объемами ОЯТ, накопленными на Северо-Западе, требует комплексного подхода и значительных усилий. Одно из необходимых звеньев в этой производственной цепочке – обеспечение перевозок ОЯТ между местами его размещения и объектами, на которых производятся дальнейшие технологические операции по обращению с ОЯТ. Для этого необходима соответствующая транспортная инфраструктура, включающая упаковочные контейнеры, погрузочно-разгрузочное оборудование и средства транспортировки. При планировании масштабных перевозок таких опасных грузов, как ОЯТ, большое значение также имеют маршруты транспортировки и график движения транспортных средств.
В Северо-Западном регионе отсутствует транспортная инфраструктура, позволяющая осуществить вывоз ОЯТ из мест временного хранения наземным путем. В этих условиях вывоз ОЯТ может быть осуществлен только морским путем с использованием судна-контейнеровоза специальной постройки. Учитывая эти обстоятельства, было принято решение о проектировании, строительстве и пуске в эксплуатацию многоцелевого судна для транспортировки ОЯТ и РАО. Решение этой стратегической задачи взяла на себя Италия. Судно будет соответствовать требованиям национальных и международных стандартов к транспортировке радиоактивных материалов, а также обеспечивать максимальную гибкость системы транспортировки, учитывая характеристики портовой инфраструктуры объектов Северо-Западного региона. При проектировании судна инженерно-технические решения адресованы, в первую очередь, вопросам обеспечения безопасности транспортировки ОЯТ и РАО. Радиационный контроль на судне будет обеспечиваться как автоматизированной многоканальной системой, так и комплексом переносных приборов, а также средствами индивидуального и группового дозиметрического контроля. Обеспечение безопасности транспортировки ОЯТ крайне важно в связи с потенциальным риском, представляемым такими перевозками для людей и окружающей среды.
Уже в 2011 году контейнеровоз сможет выполнять первые рейсы. Судно будет ходить под флагом Российской Федерации по Северному морскому пути, курсируя между поселком Гремиха, Губой Андреева, Губой Сайда, Северодвинском и другими территориями, на которых располагаются предприятия по утилизации атомных лодок. Судно закроет все потребности российского Северо-Запада в перевозках ОЯТ и РАО на весь период проведения работ по реабилитации территорий.
Пресс-служба ФГУП «ФЦЯРБ»