Новости предприятия

15.07.10: Эксперты о российской атомной отрасли

Эксперты о российской атомной отрасли


     ОАО «ТВЭЛ» вывел из эксплуатации ядерную установку по производству керамических порошков диоксида урана низкого обогащения на территории Химико-металлургического завода до состояния «зеленая площадка»

     Представителями технической комиссии Госкорпорации «Росатом» и ОАО «ТВЭЛ» 29 июня 2010 года в Красноярске был подписан акт о выводе из эксплуатации ядерной установки по производству керамических порошков диоксида урана низкого обогащения на территории Химико-металлургического завода.Это первый в России реализованный проект вывода из эксплуатации объекта промышленного производства мирного значения до состояния «зеленая площадка». Это означает, что данная площадка не представляет опасности и может использоваться для промышленных или социальных нужд.


     Валерий Меньщиков, соруководитель Программы по радиационной и ядерной безопасности «ЦЭПР и МСоЭС», член Совета Центра экологической политики России: «Главное в том, что это первая ласточка»

     Масштаб этого события соизмерим с тем вкладом, который сделан Росатомом – и техническим, и финансовым, и организационным. Главное, на мой взгляд, заключается в том, что это первая ласточка. Дело в том, что на протяжении практически 60 лет, когда появились такие ядерные объекты, мы не могли завершать выведение работающих реакторных блоков на гражданских атомных станциях. И только приостанавливали их и добивались их ядерной безопасности, то есть вывозили ОЯТ. Шаги в этом направлении всегда в любой стране очень тяжелые и трудные в инженерном и финансовом плане. Потому что по некоторым оценкам, снятие с эксплуатации и доведение до состояния «зеленой площадки» – это практически стоимость возведения атомного блока. Но это я говорю о крупномасштабных событиях. Для нас это все впереди, и для России это одна из важнейших задач. Потому как у нас есть такие давно стоящие блоки, ждущие окончательного демонтажа. То есть этот проект – первая работа, по которой надо внимательно смотреть, и использовать уже для крупномасштабных задач, которые Россия, и естественно Росатом будут решать в ближайшем будущем.
     Насколько мне известно, у нас есть накопленные в специальном фонде финансовые средства, но их явно еще не достаточно для более масштабных проектов. Надо и дальше проводить политику накопления. Конечно же, это комплексная работа, которой предстоит заниматься Росатому. Опыта у нас пока немного, но первая ласточка есть. Кроме того, перед атомщиками стоит не менее грандиозная задача, чем строительство новых блоков. Потому что подобные «зеленые лужайки» – это дорогое удовольствие. Необходимо принять определенный законодательный акт или серьезный набор нормативных актов, чтобы это было полностью безопасным процессом для тех людей, которые будут заниматься этим процессом.
     Считаю, что со временем и с приобретением опыта обязательно надо будет минимизировать расходы. Как показывает опыт зарубежных стран, пока сопоставимость в оценке расходов на приведение до «зеленой лужайки» и строительство новых блоков – это примерно одинаковые величины, и такая ситуация не может считаться разумной. И здесь есть одна из позиций, что необходимо подождать, так как естественным путем с течением времени происходит уменьшение радиационной опасности. Поэтому меньше средств будет использовано в будущем для работы с такими объектами. Вот здесь надо находить разумный компромисс – какое именно время надо обязательно ждать и через сколько уже надо точно разбирать.

     Константин Зайцев, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по энергетике: «Существующее законодательство  далеко не в полной мере соответствует деятельности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности»

     Вывод из эксплуатации ядерной установки по производству керамических порошков диоксида урана низкого обогащения на территории Химико-металлургического завода в Красноярске - это первый в России реализованный проект вывода из эксплуатации объекта промышленного производства мирного значения до состояния "зеленая площадка".
Несомненно, приобретенный опыт будет использован на других объектах ГК "Росатом", на которых запланированы работы по дезактивации, консервации и приведению в безопасное состояние.
     Следует отметить, что существующее законодательство  далеко не в полной мере соответствует деятельности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.
Так, Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» достаточно подробно регламентирует общие вопросы государственного управления и государственного контроля (надзора) ядерной и радиационной безопасности, а также правовой статус эксплуатирующих организаций.
Однако специфические вопросы вывода атомных объектов из эксплуатации, обращения с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) изложены в нем рамочно, что недостаточно для практического применения.
     Кроме того, установленные этим законом механизмы государственного регулирования безопасности не дифференцированы в зависимости от потенциальной величины и характера контролируемой опасности, как того требуют принципы МАГАТЭ. Именно поэтому возникают непреодолимые трудности с применением норм указанного закона к радиационным источникам.
     Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» достаточно полно регламентирует обеспечение радиационной безопасности, как ядерных установок, так и радиационных источников. Однако и в нем не урегулированы многие аспекты безопасного вывода объектов из эксплуатации, обращения с радиоактивными отходами  и отработавшим ядерным топливом.
     Поэтому для реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности необходимо принять федеральные законы, регулирующие ядерную безопасность, обращение с РАО, обращение с ОЯТ и вывод ядерных установок из эксплуатации.


     Первый атомный энергоблок для ПАТЭС спущен на воду

     ОАО «Балтийский завод», входящий в состав Объединенной Промышленной Корпорации (ОПК), спустило на воду первый атомный энергоблок будущей плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Плавучий энергоблок "Академик Ломоносов" спущен надо воду на полгода раньше установленного срока.

      Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент»: «Начало строительства ПАТЭС должно открыть перспективы для коренной модернизации энергетической инфраструктуры удаленных регионов России на базе атомной энергетики»

     Спуск на воду головного плавучего энергоблока (ПАТЭС) станет новой страницей в энергетике и, в частности, в атомной энергетике.
По планам начало строительства ПАТЭС должно открыть перспективы для коренной модернизации энергетической инфраструктуры удаленных регионов России на базе атомной энергетики; повышения энергетической безопасности районов Арктики; снижения объемов северного завоза и обеспечения разработки месторождений полезных ископаемых в районах крайнего Севера и на шельфе арктических морей.
     Россия и другие страны имеют планы по освоению шельфов арктических морей. При проведении таких работ плавучие энергоблоки могут сослужить незаменимую службу.
Плавучий энергоблок в будущем может оказаться полезным при освоении арктических морей, побережья и островов, а так же иных морских и плавучих сооружений. (В США для энергоснабжения полярной станции в Антарктиде использовались мощности атомного реактора).
     ПАТЭС будет очень полезным для отдаленных районов, куда невыгодно тянуть линии электропередачи или завозить органическое топливо. Постройка и эксплуатация ПАТЭС значительно выгоднее постройки и эксплуатации наземных электростанций. Особенно выгодным использование ПАТЭС может оказаться для работ, имеющих ограниченный срок.
ПАТЭС могут оказаться очень полезными для сооружения стационарных энергетических установок. Например, для планировавшегося возведения Туруханской ГЭС требуются большие энергомощности, обслуживающие строительный узел, включая бетонный завод, поселок строителей, питание силовых машин и кранов.
     После постройки электростанции необходимость в ПАТЭС для данного объекта резко уменьшится в силу появления стационарного источника электроэнергии. Тогда ПАТЭС можно будет перегонять в другое место.
     Спрос на плавучие мощности в мире есть, но он очень сильно зависит от стоимости создания таких станций. Если стоимость единицы мощности ПАТЭС будет не слишком сильно отличаться от стационарных станций, то спрос на них будет резко возрастать. На наш взгляд, ПАТЭС может увидеть платежеспособный спрос в диапазоне 4-10 долларов за 1 кВт установленной мощности. Поэтому очень важно сделать первый высококачественный и недорогой проект и хорошо его прорекламировать на международных рынках.
     Спрос на ПАТЭС могут предъявить страны с арктическими морями, государства с богатой островной структурой или большими и не очень обжитыми реками, вроде рек центральной Африки или Амазонки, а в перспективе государства, планирующие работы в Антарктиде.


     Николай Кузелев, эксперт ядерной секции Государственной Думы РФ: «ПАТЭС могут занять прочное место в малой и средней энергетике»

     В мире такого, я имею в виду по назначению – как плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) для обычных условий, не существует. Для других целей есть, а таких нет. Можно сказать, что это прорыв, потому что проект давно готовили. И сейчас произошел переход от разговоров к делу. Я в тот день посмотрел новости с утра и отметил, что наконец-то этот энергоблок сошел на воду. Но это первая ласточка в серии этой энергетики.
Главное назначение ПАТЭС – снижение остроты проблемы, касающейся завоза дорогого углеводородного сырья в труднодоступные районы. Она дает возможность отказаться от такого завоза и доставлять электроэнергию беспроводным путем в те точки, которые недоступны. Я имею в виду не только наш Крайний Север, это и юг, например ЮАР. Ведь неслучайно Сергей Кириенко подписывал не так давно соглашение с одной из береговых африканских стран. Думаю, что и в Америке ПАТЭС будут пользоваться спросом, и в Южной Америке, и в Индонезии. А возьмите развитый, но слабообеспеченный энергией регион Новой Зеландии. Островные регионы – это потенциальные пользователи ПАТЭС, мощность которых вполне должна их удовлетворять. Тому же Гонконгу и Сингапуру, где есть суперсовременные технологии, тоже не хватает энергии. Там такие погодные условия, которые делают прокладку кабелей по дну очень дорогим удовольствием. Кроме того, ПАТЭС может быть интересна островным государствам и возможностью опреснения воды, т.к. плавучие атомные станции можно использовать для создания завода для опреснения.
     Не забывайте, что ПАТЭС можно использовать для обеспечения электроэнергией процесса добычи газа в наших труднодоступных и бескрайних российских просторах, например Шосткинского месторождения. Сама станция безопасна и надежна. Это не совсем обычный блок, к нему требования предъявляются, как к обычной гражданской энергетике – здесь и другие радиационные условия и, главное, условия надежности. С этих же позиций, мы знаем, насколько могут быть опасны при добыче и нефть, и газ. Ведь обычно приходится с собой тащить и дизельные установки, и кабели, и ЛЭПы строить. Мы ведь бурим, используя энергию, чтобы добыть необходимый для этого энергоноситель. Тратим энергию, чтобы ее добыть.
     Я считаю, что ПАТЭС могут занять прочное место в малой и средней энергетике. Они позволят нам идти в регионы, которые только развиваются. Тот блок, что спустили на воду не самоходный – его привезли, поставили, он заработал. А кто сказал, что его нельзя дальше везти, если он где-то больше потребуется?! Наши ледоколы с этим вполне справятся. Это уже технический вопрос.
     Мощность ПАТЭС, если не ошибаюсь, может быть от 40 до 300 МВт. Есть масса регионов, где они будут пользоваться спросом. Но потребление разное в них, в зависимости от площади, населения и потребления. То есть нужна линейка таких блоков. Мы сегодня сделали решающий шаг – изготовили станцию, которая будет показывать, что ее существование возможно. Это коммерческий вариант, который нужно развивать дальше. Так как потребителю нужен выбор по мощности – это должно быть в концепции развития такого направления, которая жизненно необходима. Как необходимо и решение кадрового вопроса в области разработки ПАТЭС. Без этого дальше идти будет сложно, если не невозможно.

     Екатерина Трипотень, аналитик ИК "Совлинк": «Благодаря возможности опреснения воды ПАТЭС будут востребованы в Азии и Африке»

     Это один из заключительных этапов подготовки к вводу в эксплуатацию первой плавучей АЭС, которая станет референтным образцом для будущих заказчиков таких установок. ПАТЭС малой и средней мощности в первую очередь будут востребованы в регионах, где развитие традиционной энергетики затруднено или дорого, в том числе из-за необходимости транспортировки топлива на большое расстояние, а стандартные АЭС большой мощности не нужны или не подходят из-за сетевых ограничений. Это отдаленные или труднодоступные районы. Собственно, классический вариант применения - Камчатка, где и будет установлен "пилотный" плавучий блок. Да и удельные капвложения у ПАТЭС в конечном счете будут ниже, чем у крупной АЭС от 1000 МВт. Преимуществом такой установки является возможность опреснения воды. В том числе из-за этого, полагаю, такие блоки будут востребованы в Азии и Африке. По некоторым оценкам, в дальнейшем ПАТЭС способны занять 10-15% мирового рынка атомной энергетики малой и средней мощности.

Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.