Новости предприятия
06.08.10: Легких путей не ищет «Ямал»
Легких путей не ищет «Ямал»
28 июля можно считать днем старта очередной исследовательской экспедиции в Арктику, важность которой подтверждена федеральной целевой программой «Мировой океан». На финансирование работ по обоснованию внешней границы континентального шельфа России в Арктике федеральным бюджетом предусмотрено в 2010 году около 1,5 миллиарда рублей.
Из Архангельска с почестями отправилось научно-экспедиционное судно Арктического и Антарктического института «Академик Федоров», на борту которого находится все необходимое оборудование для проведения гидрографических и геофизических исследований в районе хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Из Мурманска от причала «Атомфлота» на встречу с учеными ВНИИ моргеологии заранее вышел атомный ледокол «Ямал».
Перед его экипажем стоит достаточно тяжелая и не вполне типичная задача.
- Она сложна тем, - говорит генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша, - что судам предстоит пройти во льдах по строгим направлениям, определенным учеными. Атомоход будет прокладывать путь научному судну, руководствуясь не ледовой обстановкой, как это делается при проводке транспортных судов, а потребностями экспедиции. Он должен будет строго выдерживать заданный маршрут, при этом не терять скорость проводок, чтобы справиться с запланированным объемом работы. И не надо забывать, что экспедиция будет работать в самых высоких широтах, где лед всегда толщиной не менее трех-четырех метров. Кроме того, сама по себе ледовая обстановка нынешним летом тяжелее, чем в предыдущие годы, наблюдается ее ухудшение.
Обстановка, заметим, будет диктовать и продолжительность экспедиции - от 70 до 90 суток.
Напомним, что предыдущая попытка уточнить границы континентального шельфа была предпринята летом 2007 года. Ее осуществили на борту атомного ледокола «Россия» 50 ученых ВНИИ моргеологии. Однако собранных тогда данных оказалось недостаточно для обоснования заявки в ООН о расширении экономической зоны России. Продолжение исследований намечалось на 2009 год, но в силу разных причин было отложено.
В 2010 году по результатам конкурса, проведенного Министерством природных ресурсов и экологии РФ, обеспечение высокоширотной экспедиции поручено «Атомфлоту», входящему в состав госкорпорации «Росатом».
Отчего придается такое значение научным исследованиям в Арктике, тратятся солидные средства федерального бюджета? Специалисты ВНИИ океангеологии считают, что в Северном Ледовитом океане за пределами 200-мильной экономической зоны Россия с большой долей вероятности сможет прирастить собственный континентальный шельф на 1,2 миллиона квадратных километров. Потенциальные запасы углеводородного сырья в этом районе - не менее 9-10 миллиардов тонн условного топлива. В общем, овчинка стоит выделки.
Конвенция ООН по морскому праву определяет внешнюю границу государства по 12-мильной зоне, а экономическую - по 200-мильной. Расширение экономической зоны допускается лишь в случае, если границы континентального шельфа (подводная окраина материка) простираются за пределы экономической зоны. Чтобы претендовать на это, Россия должна научно обосновать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы.
Интерес к изучению богатой углеводородным сырьем Арктики проявляют многие иностранные государства. Причем не только те, что непосредственно граничат с нею, но и достаточно удаленные, такие, например, как Китай и Япония.
Наталья ЧЕСНОКОВА
Опубликовано: "Мурманский вестник" от 30.07.2010
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201007302797