Новости предприятия
03.09.10: Мы это сделали
Мы это сделали
Росатом приступил к первому этапу физического пуска АЭС «Бушер» в Иране. На очереди – 2 энергоблока в Индии
Атомные станции – это один из главных кошельков всей отрасли. Именно рынок продажи электроэнергии обеспечивает постоянное поступление средств в общеотраслевую казну. Поэтому в рамках реализации программы развития отрасли большая роль отводится увеличению парка АЭС как внутри страны, так и за рубежом. В настоящий момент силами российских специалистов строятся АЭС в Индии и Болгарии, в перспективе – строительство новых энергоблоков в Индии, Турции, Китае, Армении, Украине, Белоруссии и Вьетнаме общим числом до 20. Ведутся переговоры с Чехией и Бангладешом. Хорошим подспорьем для таких переговоров станет физический пуск Бушерской АЭС, успешно осуществленный нашими специалистами в присутствии Генерального директора Росатома Сергея Кириенко и высших представителей республики Иран.
Жертва политики
Эта история началась в 1974 году и поначалу не имела к отечественной отрасли решительно никакого отношения – именно во времена расцвета шахского режима в Иране немецкий концерн Kraftwerk Union A.G. (Siemens/KWU) приступил к возведению первой в этой стране АЭС. Однако в 1979 году грянула исламская революция, и в 1980 году немцы разорвали контракт с иранским заказчиком из-за решения германского правительства присоединиться к американскому эмбарго на поставки оборудования в Иран.
Россия же согласилась достроить станцию в непростые времена – межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии было подписано правительствами Российской Федерации и Исламской Республики Иран 24 августа 1992 года, а 25 августа Россия и Иран заключили соглашение о сооружении атомной электростанции в Иране. Кстати, контракт на достройку Бушера был не единственным, но заметным вкладом в спасение российской атомной отрасли от полного исчезновения в кризисные 1990-е.
Уникальный проект во всем
"Сегодня мы приступаем к этапу физического пуска атомной станции в Бушере", - заявил, открывая церемонию физпуска станции 21 августа 2010 года, глава "Росатома" Сергей Кириенко. «Это особенный день и для российских, и для иранских специалистов. Уникальность этого проекта состоит в том, что нашим специалистам удалось создать станцию на старых фундаментах с использованием оборудования, которое закладывалось немецкой компанией более 30 лет назад. С учётом этих 36 лет ожидания физический пуск АЭС в Бушере для иранского народа символичен», - заявил Сергей Кириенко. По его словам, уже к концу года Иран после долгих лет ожидания, сможет получить первую энергию от построенной Россией АЭС. Впрочем, АЭС строил не только Росатом – в этом проекте было задействовано много стран: оборудование на станцию поставляли не только российские и иранские поставщики, но и производители из Европы и стран АТР.
Вице-президент Ирана, руководитель иранской Организации по атомной энергии Али Акбар Салехи назвал этот день запоминающимся и историческим. Он выразил благодарность России и российскому народу за содействие, оказанное Ирану в сооружении атомной станции и овладении передовыми технологиями. "Мы благодарны России за это", - подытожил руководитель иранского атомного ведомства и назвал реализацию российско-иранского проекта "самым ярким символом мирной ядерной деятельности" своей страны. Дальнейшие работы на АЭС в Бушере будет вести совместное российско-иранское предприятие, соглашение о котором было также подписано 21 августа.
На кону – репутация
Международный резонанс завершения строительства Бушерской АЭС оказался на удивление спокойным: физпуск АЭС «Бушер» приветствовали не только США и Франция, но и многие другие страны. МАГАТЭ также официально подтвердила как факт состоявшегося физпуска, так и то, что Бушерская АЭС будет находиться под постоянным контролем МАГАТЭ.
«Ни у кого из профессионалов в мире не существует никаких вопросов по возможности немирного использования АЭС в Бушере. Абсолютно понятно, что такой возможности никогда не было, её нет", - подчеркивает Сергей Кириенко. Глава Росатома отметил, что АЭС "Бушер" никогда не подпадала ни под какие ограничения и санкции. "Совет безопасности ООН исключил АЭС в Бушере из любых международных санкций", - сказал он. По мнению министра иностранных дел России Сергея Лаврова, «проект АЭС «Бушер» абсолютно защищен от каких-либо распространенческих рисков и, если хотите, является важнейшим якорем, который держит Иран в режиме нераспространения". В подтверждение своих слов Сергей Лавров сослался на одного из яростных критиков иранской ядерной программы: "Я бы посоветовал тем, кто считает это неправильным сигналом, обратиться к классикам, в частности, к бывшему президенту США Джорджу Бушу который назвал проект образцом международного сотрудничества с Ираном, в частности, в ядерной сфере».
Однако для Росатома проект стал не столько свидетельством высочайшего уровня мастерства наших инженеров и технических специалистов (хотя 12 лет напряженной работы по интеграции чужого оборудования и зданий в наш проект – дорогого стоят), сколько самым наглядным доказательством того, что Росатом свое слово держит – несмотря на жесточайшее сопротивление и интриги ведущих дипломатий мира. А репутация в атомной отрасли – это едва ли не главный фактор успеха на мировой арене. Думается, не в последнюю очередь благодаря нашей решимости довести дело до конца в Иране, нам удалось выиграть тендер на строительство первой АЭС в Турции, по этой же причине нас усиленно зовут строить АЭС в Бангладеш и во Вьетнаме… Сегодня надежность – одно из самых востребованных качеств на глобальном рынке атомной энергетики, и Росатом заявил о ней самым лучшим способом – АЭС в Бушере перешла из разряда строек в статус энергетического объекта.
Елена Юрьевна