Новости предприятия
14.09.10: Эксперты о российской атомной отрасли
Эксперты о российской атомной отрасли
Миллиард инвестиций
Общий объем инвестиций в новую линию по производству порошка диоксида урана на ОАО «НЗХК» составили более 800 млн. рублей
2 сентября ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») запустил в эксплуатацию линию по производству порошка диоксида урана методом восстановительного пирогидролиза гексафторида урана (ВПГ). Инвестиции в проект составили более 800 млн. рублей. Проектная мощность линии по производству диоксида урана - 400 тонн в год, выйти на нее планируется уже в конце 2010 года. Линия ВПГ Новосибирского завода химконцентратов – пилотная отечественная установка. Около 60% оборудования произведено российскими промышленными предприятиями, в том числе, входящими в Топливную компанию ТВЭЛ. В числе исполнителей проекта - ОАО «Машиностроительный завод» (г. Электросталь), ОАО «Чепецкий механический завод (г. Глазов), ОАО «Уральский электрохимический комбинат» (г.Новоуральск), ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» и их дочерние структуры. График по созданию участка ВПГ был утвержден руководством ОАО «ТВЭЛ» в августе 2007 года. В 2010 году были завершены все строительные работы, смонтировано оборудование, и участок был официально сдан в пуско-наладку.
Константин Зайцев, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по энергетике: «Больше половины оборудования на этом производстве – российского происхождения»
Ввод в эксплуатацию линии по производству диоксида урана я бы оценил как серьезный успех российских атомщиков. В-первых, это, по сути, инновационное производство, оно позволяет максимально автоматизировать технологический процесс. Во-вторых, это разработка российских атомщиков, что доказывает большой научный потенциал отрасли. И, наконец, больше половины оборудования на этом производстве – российского происхождения, изготовлено отечественными промышленными предприятиями.
Я думаю, что запуск новой линии позволит НЗХК решить определенные проблемы. Прежде всего, конечно, снизить себестоимость продукции, а высвободившиеся деньги направить, например, на расширение производства. В запуске новой линии есть и важная экологическая составляющая, поскольку она предусматривает минимизацию вредных отходов производства.
Закрепились в Украине
Киев подтвердил победу ТВЭЛ в тендере на строительство завода по фабрикации ядерного топлива
«Росатом» получил подтверждение о победе топливного концерна ТВЭЛ в тендере на строительство завода по фабрикации ядерного топлива на Украине, заявил официальный представитель «Росатома» Сергей Новиков. По его словам, официальное подтверждение подписано украинским министром топлива и энергетики Юрием Бойко. В конкурсе, который был открыт 21 июня, участвовали Westinghouse и ТВЭЛ. Теперь итоги тендера по выбору технологий по строительству на Украине завода по производству ядерного топлива должны быть одобрены кабинетом министров страны.
Владимир Корнилов, директор Украинского филиала института стран СНГ: «ТВЭЛ все равно является единственно возможным партнером для украинских энергетиков»
В общем-то, выбор был ожидаемый, ни у кого удивления он не вызвал. По большому счету, выбор был из двух компаний, причем история эта давняя. Вокруг этого выбора ломалось много копий на политическом уровне. При этом все дискуссии носили сугубо политический, я бы даже сказал - геополитический характер. То есть обсуждали и дискутировали по этому вопросу исключительно политологи, политики, лидеры партий, но не специалисты по ядерной энергетике. Насколько я понимаю, насколько я слышал мнение и российских, и украинских специалистов по атомной энергетике, на самом деле выбора не было. Весь выбор сводился исключительно к лозунгам того, с кем Украине двигаться и куда двигаться - на запад или на восток.
Собственно говоря, отбросив все геополитические расклады, специалисты по ядерной энергетике Украины тоже признавались, что выбора нет, ТВЭЛ все равно является единственно возможным партнером для украинских энергетиков. Те бредовые планы, которые предлагал Виктор Ющенко, чтобы диверсифицировать сотрудничество в этой отрасли, обернулись бы в случае реализации их в Украине просто колоссальными убытками и привели бы к пшику.
Так что результат вполне прогнозируемый, закономерный. Другое дело, мы знаем, что уже не раз происходили случаи, что российские компании побеждали в каких-то тендерах и затем не могли приступить к выполнению своих контрактов в связи с проволочками со стороны Украины. Так что дай Бог, чтобы в этом случае таких проволочек не было.
На самом деле отношения между двумя странами не прерывались. Вопрос заключался в том, вклинивать ли в эти отношения американскую компанию или продолжать сотрудничество только с российской стороной. Никто не замораживал этих отношений, не прерывал их, не сокращал нашего сотрудничества, и в этом смысле, если бы Виктор Ющенко захотел бы это сделать, у него бы это не получилось. Мы бы тогда получили полный коллапс украинской экономики. Просто отброшены в сторону некие бредовые проекты, которые носили исключительно политический характер. Но это, в общем-то, уже положительные результаты для России и для Украины. Это значит, что наше сотрудничество не только не будет сокращаться, но будет развиваться еще большими и ускоренными темпами, поскольку я понимаю, что речь идет о целом ряде перспективных для обеих стран проектов: строительство новых блоков на Хмельницкой АЭС, совместное участие Украины и России в создании центра по обогащению урана, сотрудничество с Турбоатомом.
Появляются и новые темы для сотрудничества. Так что я считаю, что данное соглашение - только положительный шаг и для Украины, и для России.
Виктор Михайлов, директор Института стратегической стабильности Росатома, академик РАН: «Я оцениваю нашу победу в этом тендере как важное, но закономерное событие»
Я всегда считал и сейчас в этом уверен, что с Украиной надо дружить. Мы с ними всегда по линии атомной энергетики успешно сотрудничали. Эта победа в тендере подтверждает общую динамику улучшения отношений между нашими двумя странами.
Здесь для России важно и перспективно все – и строительство 3-4 блоков Хмельницкой АЭС, и сотрудничество с украинским Турбоатомом, и строительство завода по фабрикации ядерного топлива. Особенно если учитывать тот факт, что ТВЭЛу победу в этом тендере уступила американская компания Westinghouse, которая отстает от нас в плане технологий. Поэтому я оцениваю нашу победу в этом тендере как важное, но закономерное событие.
Ведь наши отношения с Украиной в области атомной энергетики складывались не годами, а десятилетиями. И меня не удивляет, что эксперты рекомендовали Украине работать по российской технологии.
Сергей Бейден, старший аналитик по электроэнергетике ИФК "Метрополь": «Это некий поворот для Украины в сторону углубления кооперации с Россией в атомной энергетике во всем спектре»
До этого были некие политические причины, когда бывшее руководство страны стремилось к тому, чтобы американцы вышли на украинский атомный рынок. При этом все атомные станции Украины построены по российским технологиям и используют российские топливные элементы. Поэтому в этом смысле сотрудничество и сохранялось бы и дальше.
У американцев несколько другие топливные элементы. Они, безусловно, могли их адаптировать к тому оборудованию, что есть на Украине, но я думаю, что более логичной является победа ТВЭЛа, связанная с тем, что все станции работают по российской технологии.
Я думаю, что это некий поворот для Украины в сторону углубления кооперации с Россией в атомной энергетике во всем спектре. Это включает не только переработку, топливные элементы. А также сотрудничество с Турбоатомом. Безусловно, это некий поворот в сторону России, но вполне ожидаемый после смены власти на Украине. Украинский рынок интересен России во всех его проявлениях и с точки зрения топлива, и самой электроэнергетики.
Андрей Климов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам: «Российское ядерное топливо пользуется высокой репутацией на мировом рынке, наши технологии выше, чем у аналогичных зарубежных образцов»
Это хорошая новость – о том, что победу в тендере на строительство завода по фабрикации ядерного топлива на Украине одержала российская Топливная компания «ТВЭЛ». Я расцениваю это как серьезный успех взятого руководством страны курса на модернизацию экономики. То, что Украина выбрала в качестве партнера для строительства завода именно Россию, свидетельствует о наших технологических преимуществах и о том, что Россия – это не только нефть и газ, как это иногда думают.
Соперник в этом тендере у нас был серьезный – ведь Вестингауз справедливо считается одним из мировых лидеров этого рынка. В последнее время мы видим все большее сближение позиций между Россией и Украиной по целому ряду вопросов экономического сотрудничества, в том числе, и в ядерной сфере, однако, я уверен, что в этой победе ТВЭЛа экономики было все же больше, чем политики. И вот почему. Для действующих на Украине атомных энергоблоков российское топливо подходит больше, чем продукция Вестингауза. Это наглядно продемонстрировал неудачный опыт использования американского топлива на чешской станции «Темелин», что вынудило чешскую сторону отказаться от продукции Вестингауза и вновь обратиться к услугам ТВЭЛа. Вообще российское ядерное топливо пользуется высокой репутацией на мировом рынке, наши технологии выше, чем у аналогичных зарубежных образцов. И, я думаю, вся эта совокупность обстоятельств и стала причиной того, что украинская сторона предпочла все же предложение ТВЭЛа.
В последнее время мы видим, что позиции наших стран в экономическом сотрудничестве все больше сближаются. Это касается и ядерной сферы, которую пока можно рассматривать как локомотив налаживания экономических связей. Возможности для сотрудничества тут большие: это и строительство в перспективе 3-го и 4-го блоков Хмельницкой АЭС, и заключение контрактов с украинским «Турбоатомом». Хотелось бы верить, что начавшееся сближение с Украиной в дальнейшем будет только развиваться. Ведь это в равной степени выгодно обеим сторонам.
Николай Кузелев, эксперт ядерной секции Государственной думы РФ: «Отношения наших двух государств в области атомной энергетики стимулируют и даже определяют развитие и прочих областей, и смежных отраслей промышленности»
Победа в тендере не сильно удивляет. Наши технологии очень серьезные, наукоемкие и продвинутые. Завод такого уровня, как у нас, очень сложно построить. Я был на аналогичном заводе в другой стране, и мне показали прибор новейшей разработки для контроля топлива. Так вот, у нас такие 25 лет назад делали. Догнать нас в этом плане очень сложно. А топливо украинцам становится все нужнее, учитывая исчерпаемость Донбасса и проблемы с нефтью, и то не с их нефтью, а из нашей Сибири.
Энергия всегда определяла развитие общества. Мы можем заниматься на Украине и строительством блоков Хмельницкой АЭС, и строительством завода по фабрикации топлива, и сотрудничать по массе направлений с Турбоатомом. Отношения наших двух государств в области атомной энергетики стимулируют и даже, пожалуй, определяют развитие и прочих областей и смежных отраслей промышленности и не только, заметьте, атомной. Раз здесь идет расширение сотрудничества, то оно неизбежно повлечет и развитие прочих межгосударственных отношений.
Для нас победа в этом тендере важна, в том числе, и с точки зрения, освоения рынка. Мы ведь не имеем цель – держать на объекте полторы тысячи своих людей. Главное, ввести в процесс партнеров настолько, чтобы получить в их лице сторонников в той политике, которую мы ведем. То есть речь идет не только о расширении нашей сферы влияния в атомной отрасли, но и о расширении использования атомной энергии в мире в целом.
Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, член комиссии СФ по естественным монополиям, член комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды: «Победа в украинском тендере – отличный показатель конкурентоспособности российских технологий в сфере производства ядерного топлива»
Победа российского ТВЭЛа в тендере на строительство завода ядерного топлива на Украине – это хороший пример того, что у нынешнего политического руководства Украины преобладает разумный прагматический подход к решению проблем. Между Россией и Украиной всегда существовали тесные технологические взаимосвязи в ядерной сфере, и теперь, я думаю, наше сотрудничество выйдет на качественно новый виток развития.
Все разговоры о диверсификации поставок ядерного топлива, которые шли в последние годы в странах Восточной Европы и на Украине, имели под собой больше политическое, нежели экономическое значение. Однако на каком-то этапе это привело к тому, что американский «Вестингауз» сумел укрепить свои позиции на восточно-европейском рынке и добился, в частности, использования своих тепловыделяющих сборок на чешской АЭС «Темелин». Но опыт оказался плохим, топливо пришлось выгружать, и Чехия вновь заключила договор с российским ТВЭЛом. К мысли о небезопасности американского топлива пришли и другие страны Восточной Европы, в частности, Болгария и Словакия. И вот теперь те же настроения возобладали и на Украине, что, конечно, является отрадным фактом, ведь приносить в жертву политическим интересам вопросы не только экономической выгоды, но и безопасности – путь бесперспективный.
Завод по изготовлению ядерного топлива будет создан в форме совместного предприятия, что одинаково выгодно обеим сторонам. В дальнейшем продукция этого завода заместит поставки российского топлива на украинские АЭС, и, кроме того, появится возможность поставок топлива в третьи страны. С учетом роста интереса к атомной энергетике в мире это может оказаться очень перспективным делом. В любом случае, победа в украинском тендере – отличный показатель конкурентоспособности российских технологий в сфере производства ядерного топлива.