Новости предприятия
06.10.10: Эксперты о российской атомной отрасли
Эксперты о российской атомной отрасли
Росатом подписал с китайской стороной контракт на строительство второй очереди Тяньваньской АЭС
На очереди – подписание соглашения по строительству двух энергоблоков с реакторами на быстрых нейтронах
27 сентября в ходе визита в Китайскую Народную Республику Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Атомстройэкспорт и JNPC подписали контракт на технический проект второй очереди Тяньваньской АЭС. Сторонами контракта выступают ЗАО «Атомстройэкспорт», предприятие Госкорпорации «Росатом», и Цзянсуская ядерная энергетическая корпорация (JNPC). Контракт подписали президент ЗАО «Атомстройэкспорт» Дан Беленький и генеральный директор JNPC Цзян Гоюань. В соответствии с контрактом ЗАО «Атомстройэкспорт» получит уникальный опыт по сооружению атомной станции в сотрудничестве с китайским поставщиком тихоходных турбин.
Кроме того, как сообщил глава ГК «Росатом» Сергей Кириенко, Россия и КНР подпишут соглашение на строительство реакторов БН-800 до конца 2010 г. Кириенко напомнил, что у сторон есть предварительные договоренности в отношении строительства реакторов БН-800. «Осенью, до конца года мы планируем подписать или, как минимум, запарафировать межправительственное соглашение и первый из контрактов на АЭС с реакторами на быстрых нейтронах», — отметил генеральный директор ГК «Росатом».
Сергей Кондратьев, старший эксперт Фонда "Институт энергетики и финансов": «Выход на рынок КНР и переход к массовому производству позволит существенно снизить затраты на строительство реактора на быстрых нейтронах»
Подписание контракта по строительству 2-й очереди Тяньваньской АЭС стало крайне важным шагом в развитии российско-китайского сотрудничества в области атомной энергетики. В последние годы Китай вышел на первое место в мире по объемам строительства новых АЭС (ежегодно закладывается порядка 10 ГВт. новых мощностей), что делает это рынок крайне привлекательным для иностранных (включая, конечно же, российские) компаний. Активную экспансию на китайский рынок развернули AREVA, Westinghouse, корейские и японские компании; на сегодня китайский рынок строительства АЭС является, пожалуй, наиболее конкурентным в мире. Выбор поставщиков на этом рынке определяется как качеством предоставляемых решений (российские компании находятся на уровне западных аналогов), так и стоимостью строительства (в расчете на кВт установленной мощности), гибкостью поставок оборудования (российские компании имеют серьезное конкурентное преимущество перед западными компаниями). Именно благодаря предложенным привлекательным условиям (а также успешному опыту эксплуатации 1-й очереди АЭС) выбор в строительстве 2-й очереди был сделан в пользу российских компаний.
Другим важным направлением деятельности является сотрудничество в области строительства реакторов на быстрых нейтронах (технология БН), в которой Россия занимает лидирующие позиции. Развитие БН технологии заявлено в качестве одного из приоритетов атомной энергетики КНР (при участии российских специалистов до этого в Китае был сооружен экспериментальный реактор на быстрых нейтронах CEFR, запущенный в середине 2010 г.). Выход на рынок КНР и переход к массовому производству позволит существенно снизить затраты на строительство реактора этого типа, повысить его коммерческую привлекательность.
Заключенные с Китаем соглашения помогут не только закрепиться российским компаниям на этот быстроразвивающемся рынке, но и могут стать своеобразным плацдармом для продвижения на рынки стран Юго-Восточной и Южной Азии (Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Бангладеш и т.д.). Благодаря высоким темпам роста экономики, урбанизации и повышению уровня жизни населения энергопотребление в этих странах растет быстрыми темпами, что делает крайне актуальным увеличение предложения относительно недорогой, экологически чистой электроэнергии АЭС.
Павел Алексеев, директор отделения перспективных ядерно-энергетических систем в Институте ядерных реакторов РНЦ КИ: «Тот факт, что будет несколько БН-800, можно оценивать как положительный для создания необходимой производственной инфраструктуры»
Для России это соглашение - это шаг уже к серийному производству БН. Для нас тот факт, что будет несколько БН-800, можно оценивать как положительный для создания необходимой производственной инфраструктуры. В частности, у нас пока нет промышленного производства смешанного уран-плутониевого топлива. Заводы, размещенные в городах, производят только урановое топливо, и с плутонием там работать нельзя. А для смешанного топлива новый завод должен быть расположен в другом месте. Например, в Железногорске на ГХК. И если делать новое предприятие для производства смешанного топлива только для одного БН-800, который должен быть пущен уже в 2014 году, то это будет очень дорогой проект. Для трех БН-800 - это уже другое дело.
По проекту БН-800 сейчас ситуация складывается так. Есть требования к будущим быстрым натриевым реакторам. Они сформулированы в разных местах, в том числе и в Федеральной Целевой Программе «Ядерные энерготехнологии нового поколения», выполнение которой начато в этом году, и в международном проекте «Генерация-4» (реакторы четвертого поколения), в котором Россия обозначила свое намерение участвовать по направлению БН, но пока еще не уточнила, в какой части этой международной программы будет выполнять исследования. В мае следующего года соглашение с конкретизацией наших работ в рамках Международного Форума Генерация 4 (GIF) будет подписано, и тогда уже мы также приступим к работе по будущему международному натриевому реактору. Параллельно, как я понимаю, мы должны сделать отечественный коммерческий реактор БН с теми или лучшими характеристиками, которые в "Генерации-4" обозначены как наиболее требуемые и привлекательные для серийного коммерческого блока. По линии БН сейчас - это БН-1200, а не БН-800. Другое дело, что можно сделать спектр реакторов разных мощностей, так как БН-1200 можно разместить не во всех региональных сетях. Поэтому целесообразно иметь проекты для будущих коммерческих энергоблоков разной мощности: БН-600, БН-900 и БН-1200.
Подписание соглашения с КНР по разработке технического проекта и последующего строительства 3-го и 4-го блоков ВВЭР-1000 Тяньваньской АЭС, как и соглашения с другими странами по строительству у них реакторов ВВЭР, является положительным фактом.
В связи с мировым кризисом в России на данном этапе сократилась Программа строительства и ввода новых блоков реакторов ВВЭР, что привело к сокращению заказов для отечественных машиностроительных заводов. Наращивание зарубежных поставок частично компенсирует данные потери.
Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, член комиссии СФ по естественным монополиям, член комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды: «На сегодняшний день Китай – один из самых перспективных рынков»
Развитие сотрудничества с Китаем в сфере ядерной энергетики – это серьезный успех российских атомщиков, которые сумели доказать свою конкурентоспособность, возведя первую очередь Тяньваньской АЭС. На сегодняшний день Китай – один из самых перспективных рынков. В этой стране сейчас строится самое большое количество блоков в мире, Китай вообще активно привлекает передовые технологии. Свидетельство этому – намерение подписать соглашение о строительстве АЭС с реактором на быстрых нейтронах. БН-800, насколько мне известно – одна из самых перспективных наработок в атомной энергетике на сегодняшний день, и Россия пока имеет неоспоримое конкурентное преимущество на этом рынке, поскольку только у нас есть реально работающий реактор на быстрых нейтронах. Интерес китайцев к БН-800 вполне объясним – они смотрят вперед, пытаясь взять у других все самое лучшее в сфере науки и технологий. Но надо сказать, что и нам соглашение с китайцами по БН-800, как мне кажется, очень выгодно. Если АЭС с таким реактором будет действительно построена, это выведет технологию этого реактора на коммерческие рельсы, что позволит серьезно оптимизировать проект с экономической точки зрения.
Ну и в заключение мне бы хотелось добавить, что развитие сотрудничества с Китаем в области мирного атома я склонен рассматривать в русле нашего общего сближения с азиатскими странами по этому вопросу. Достаточно вспомнить Вьетнам, где, как понимаю, будет возведена АЭС по российскому образцу. Азиатский рынок очень сложный, там очень жесткая конкуренция со стороны Японии и Южной Кореи. И это делает наши успехи тем более ценными.