Новости предприятия
12.10.10: Пусть меня научат
Пусть меня научат
В Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ прошли дни карьеры Росатома. В ходе мероприятия Генеральный директор госкорпорации Сергей Кириенко выступил перед студентами с лекцией и ответил на самые злободневные вопросы
8 октября в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ Госкорпорация «Росатом» открыла Дни карьеры. Мероприятие направлено на привлечение в атомную отрасль молодых сотрудников, выпускников НИЯУ МИФИ и других вузов, осуществляющих подготовку специалистов для атомной отрасли. В рамках мероприятия с лекцией перед студентами выступил генеральный директор Госкорпорации Сергей Кириенко.
Глава Росатома отметил, что эпоха углеводородов уходит в прошлое, впереди - эпоха атомной электроэнергетики, и потребности в электроэнергии будут расти с каждым годом. Он напомнил, что в настоящее время в мире существуют 440 энергетических реакторов, строятся 58 новых атомных энергоблоков. "За ближайшие 15 лет в мире будет построено еще 200 новых атомных энергоблоков, а всего планируется в ближайшие 20-25 лет построить 400 атомных энергоблоков, и половина из этих новостроек будет приходиться на Китай и Индию", - считает Сергей Кириенко. Он уточнил, что "в этой ситуации Россия к 2016 году должна выйти на строительство и производство двух атомных энергетических блоков в год".
Отвечая на вопрос относительно зарубежных заказов, генеральный директор Госкорпорации заявил, что "заказов на строительство энергоблоков российского дизайна и по российским проектам госкорпорация имеет очень много". "Мы уже строим несколько энергоблоков в различных странах и ведем активные переговоры по сооружению новых энергоблоков в Восточной Европе, в странах Ближнего Востока, в Индии, во Вьетнаме, в Турции, где уже подписан контракт на сооружение четырех атомных энергоблоков", - сказал он, уточнив также, что в настоящее время ведутся переговоры по сооружению энергоблоков российского дизайна и российскими специалистами в Аргентине и Венесуэле.
Глава Росатома отметил, что госкорпорация теперь "приходит на рынок любой страны со своими ядерными технологиями и со всем технологическим циклом, включая услуги". Он подчеркнул, что на современном рынке атомных технологий Россия "находится на очень крепких позициях".
Российские эксперты широко отреагировали на активизацию Росатома в образовательной сфере:
Константин Зайцев, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по энергетике: «Госкорпорация «Росатом» уделяет достаточно большое внимание проблеме подготовки специалистов для атомной промышленности»
Подготовка специалистов для атомной промышленности – это один из самых, как мне кажется, насущных вопросов для атомной отрасли. В принципе, госкорпорация «Росатом» уделяет достаточно большое внимание этой проблеме, активно занимаясь реформированием НИЯУ МИФИ и других профильных вузов, создавая на их базе полноценный исследовательский центр. Но все равно, пока в этой сфере проблем еще предостаточно. Попробую обозначить самые крупные.
Во-первых, главная задача – добиться того, чтобы выпускники профильных для госкорпорации вузов работали по специальности. Отрасль нуждается в притоке молодых специалистов. И здесь, мне кажется, очень важна роль госкорпорации. Именно она должна выступить своего рода «перемычкой» между выпускником и будущим работодателем, помочь им найти друг друга. Здесь важно четкое планирование кадровых потребностей каждого отдельного предприятия, чтобы было понятно, кому какие специалисты понадобятся, и в какое время. Идя этим путем, можно добиться некоторого снижения оттока недавних выпускников профильных вузов из атомной отрасли.
Во-вторых, предприятия, конечно, должны заботиться о том, чтобы предоставить молодым людям хорошие возможности для профессионального и карьерного роста. Если такие возможности будут, молодежь потянется, я уверен. Но это два таких взаимных процесса, все эти вопросы надо решать в комплексе.
В-третьих, как мне представляется, надо активно заниматься продвижением нашего ядерного образования за рубеж. Сейчас у российской атомной отрасли много зарубежных проектов. Это длительные проекты, они рассчитаны на несколько десятков лет. И те страны, в которых работают АЭС по российскому дизайну, конечно, заинтересованы в подготовке национальных кадров. Я думаю, что наладить обучение как совсем молодых специалистов, так и переподготовку еще состоявшихся инженеров – услуга, потенциально востребованная. Это, кстати, может стать залогом положительного отношения к российской атомной отрасли за границей.
Федор Митенков, академик РАН, советник директора по научным вопросам ОАО «ОКБМ Африкантов»: «Лозунг «Кадры решают все!» для нашей страны актуален как никогда»
Моя многолетняя научно-производственная деятельность требовала рабочих контактов и взаимодействия с промышленными предприятиями и исследовательскими организациями различных отраслей страны. То, что я наблюдаю в последние годы, позволяет мне утверждать, что для большей части высокотехнологичных предприятий решение кадровой проблемы чрезвычайно актуально и носит определяющий характер. Это обусловлено в основном двумя факторами: с одной стороны, сложностью научно-технических и технологических задач, подлежащих решению; с другой – существенным увеличением научно-технического кругозора выпускников вузов, выходящего за пределы традиционных учебных программ.
Мне представляется крайне необходимым подчинить организацию учебных процессов в вузах преодолению отмеченных факторов. Лозунг «Кадры решают все!» для нашей страны актуален как никогда.
Свою научно-производственную деятельность я начал после окончания Саратовского Университета в 1950 г. на предприятиях Министерства Среднего Машиностроения, где решалась проблема обороноспособности страны. Нужно отметить, что в те годы готовых специалистов атомной промышленности ни один вуз страны не выпускал, поскольку решались совершенно уникальные задачи, аналогов которым не было. И только со временем, по мере накопления опыта решения поставленных государством задач была сформирована система подготовки специалистов-атомщиков. И сейчас я склонен считать, что в истории нашей страны не было такой продуманной системной организации образовательных процессов и самообеспечения необходимыми кадрами, какая была в атомной отрасли. Приобретенный опыт и знания в организации учебных процессов в Минсредмаше заслуживает всестороннего изучения и анализа с целью повышения эффективности учебных процессов в вузах с учетом существующих особенностей нашего времени.
Елена Васильева, эксперт Конкурса Минобрнауки: «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», эксперт по оценке качества образования Рособрнадзора: «Это отличная возможность присмотреть себе выпускников, в которых работодатель потом будет вкладывать»
Подобные мероприятия являются всегда взаимообогащающими – они нужны и выпускникам, и работодателям. Студентам - чтобы более полно представлять сферу своей профессиональной деятельности и требования, которые выдвигают работодатели. Те в свою очередь на подобном Дне карьеры смогут заявить о себе в максимально полном объеме, если есть необходимость в кадрах.
Это отличная возможность присмотреть себе выпускников, в которых работодатель потом будет вкладывать, заинтересованный в их профессиональном развитии и привлечении их на работу на свои предприятия. Дни карьеры – очень важны, и эти традиции должны поддерживаться.
Мы проводили исследование «Удовлетворенность работодателей качеством принимаемых выпускников в высокотехнологичном сегменте рынка профессионального труда», в том числе и в сегменте атомной промышленности. Исследовали такие индикаторы, как удовлетворенность личностными качествами, профессиональной готовностью к самостоятельности и т.д. В основном тенденция сегодня такова, что есть проблема с личностными качествами, связанными с ответственностью и готовностью брать на себя решения, предлагать новые идеи и системно мыслить. И следующий аспект – это более низкая удовлетворенность работодателей качеством принимаемых выпускников – это в области готовности к профессиональной деятельности. Поэтому работодатель говорит, что нужны дополнительные средства, чтобы доучить и дотянуть до профессиональных стандартов, которые у нас в России пока есть в зачаточном состоянии. Это общие тенденции.
Сергей Комков, президент Всероссийского Фонда Образования, эксперт Государственной Думы РФ, академик РАЕН, д. п.н., профессор: «Студент должен постепенно втягиваться в деятельность корпорации»
Чтобы студенты работали по той специальности, по которой учились, нужно, разумеется, проводить Дни карьеры. Но одноразовое мероприятие этому не поможет. Это должна быть целенаправленная долгосрочная работа. Иначе результатов можно не ждать.
Напомню, что в советский период достаточно тесной была связь базовых предприятий, отраслевых центров с ведущими вузами, готовивших специалистов данного профиля. Она заключалась не только в том, чтобы раз в год представлять какое-то предприятие или корпорацию, а систематически ведущие сотрудники этих предприятий встречались со студентами, которых вывозили на предприятия данной отрасли. Проводилась определенного рода практика на этих предприятиях. Более того, студенты участвовали в разработке реальных проектов вместе со специалистами этих предприятий или отраслевых структур.
Будущего специалиста, студента надо увлечь, показать, что это интересно - не только интересно в плане будущего дохода, но и полезно в плане дальнейших жизненных интересов. Поэтому День карьеры в МИФИ – это хорошо, но проблему это не решит. И здорово, что госкорпорация будет вкладывать деньги в вуз. Но лично студенту это мало что даст. Он должен постепенно втягиваться в деятельность корпорации. Это может происходить разными способами – через участие в каких-то научных исследованиях или технической работе, которые проводятся на базе каких-то подразделений госкорпорации. Это может быть культурно-познавательная деятельность, вечера, выставки, проводимая совместно с сотрудниками отрасли, то есть не только техническая работа.
Заключение контракта на обучение и выплата стипендии предприятием, на котором он впоследствии будет работать, может способствовать тому, что студент на некоторое время задержится на предприятии. Но здесь надо учитывать размеры стипендий и помощи. А если говорить об опыте западных стран, когда корпорации выдает полный грант на обучение – безвозмездную ссуду на то, чтобы студент мог спокойно жить и учиться, ни в чем себе особо не отказывая, то это уже другое дело. Вот после этого студент с удовольствием идет в такую корпорацию работать. Ведь если сумма небольшая, то молодому специалисту, устроившемуся в коммерческую фирму, проще вернуть потраченную на него сумму. То есть это не продуктивный вариант. То есть помощь должна быть очень серьезной либо к ней должны быть приложены какие-то другие важные компоненты – то, что заинтересует человека в дальнейшем его жизненном пути.