Новости предприятия
19.10.10: Под боком США
Под боком США
Российские атомщики будут строить первую АЭС в Венесуэле и, возможно, в Иордании
Сдача в эксплуатацию двух энергоблоков в год начиная с 2011 – 2012 г.г.– вот какая задача ставилась перед российскими атомщиками в уже далеком 2006 году, когда принималась федеральная целевая программа развития атомного энерго-промышленного комплекса. Реализации амбициозных планов помешал кризис: энергопотребление в стране значительно сократилось и государству в столь короткой перспективе столько электроэнергии не понадобилось. Пришлось программу строительства корректировать и сдвигать сроки ввода новых блоков на несколько лет. Сдвижка строительства АЭС внутри страны успешно компенсируется Росатомом активизацией на зарубежном рынке. Пуск Бушерского блока в этом году, предстоящий пуск АЭС Куданкулам в Индии дополнились договоренностями о новом строительстве в Турции, Вьетнаме, Украине, Армении, Белоруссии и других странах. Объем предстоящих заказов такой, что ни концерну «Росэнергоатом», ни предприятиям Топливной компании ТВЭЛ, ни отечественным инжиниринговым компаниям и поставщикам оборудования скучать не придется. На очереди – американский рынок.
15 октября Россия и Венесуэла заключили межправительственное соглашение, в соответствии с которым Россия построит в Венесуэле первую АЭС. Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко и министр иностранных дел Венесуэлы Николас Мадуро подписали документ в обстановке исключительной торжественности – в Кремле в присутствии президентов двух стран Дмитрия Медведева и Уго Чавеса.
Соглашение откроет «Росатому» дорогу в Латинскую Америку – Венесуэла станет первой страной на этом далеком континенте, где найдут применение российские реакторные технологии. Впрочем, аналогичные переговоры о строительстве АЭС Росатом ведет сегодня с Аргентиной. Кроме того, в Латинской Америке мы планируем сотрудничать также с Бразилией и Эквадором.
Но география такого сотрудничества, конечно, совсем не ограничивается Латинской Америкой – наоборот, в основном, наши партнеры – это страны Азии: Индия, Китай, Вьетнам, причем во Вьтенаме Росатом также будет возводить первую в стране АЭС. К слову, в этом году Росатом приступил к физпуску Бушерской АЭС в Иране – она также станет первой иранской атомной станцией и первой АЭС в Персидском заливе. Не исключено, что именно Росатом получит и первый заказ на Ближнем Востоке – недавно делегация Иордании во главе с председателем Комиссии по атомной энергии этой страны Туканом Халедом посетила Калининскую атомную станцию.
Целью визита было знакомство с российским опытом в области сооружения и эксплуатации АЭС с реакторами ВВЭР. Гости посетили энергоблоки первой очереди Калининской АЭС, машинный зал и блочный пункт управления энергоблока № 3, побывали на строительной площадке энергоблока № 4 КАЭС. По итогам «экскурсии» по Калининской станции Тукан Халед заявил, что члены иорданской делегации «увидели, как совершенствовались технологии, которые были применены для систем безопасности на блоке № 1, и новые современные технологии при строительстве энергоблока № 3». «Калининская АЭС – это яркий и наглядный пример использования атомной энергии для производства электроэнергии. Пример, который базируется не только на экономической эффективности, но и безопасности. Все увиденное сегодня подтверждает, что российская атомная энергетика является надежной, безопасной и конкурентоспособной на мировом уровне», - добавил глава Комиссии по атомной энергии Иордании.
Напомним, что Иордания планирует возвести первую в стране АЭС к 2019 году. В настоящее время проходит тендер, в завершающий этап которого вышли российский «Атомстройэкспорт», канадская группа AECL и японско-французский консорциум Areva и Mitsubishi. Как видим, конкуренция высокая, но шансы у нас есть.
Если же говорить о России, то нашим планам бурного развития атомной энергетики у себя дома серьезно помешал кризис – пока спрос на электричество не восстановит докризисные темпы роста, планы по сдаче в эксплуатацию 2-х энергоблоков каждый год придется чуть отодвинуть. Хотя в этом году атомщики, как и обещали, запустят в промышленную эксплуатацию второй блок Ростовской АЭС. Собственно, именно в эти дни он де-факто приступил к работе на полную мощность, однако из-за ряда бюрократических формальностей это еще не зафиксировано в официальных документах.
Но горевать по поводу снижения темпов не стоит – отложенный спрос внутри страны полностью (если не с лишком) компенсируется за счет активного наращивания заказа на внешних рынках. А это значит только то, что продукция и услуги атомной отрасли будет покупаться и экспортироваться. То есть отрасль будет обеспечена заказами на много лет вперед.
Елена Юрьева