Новости предприятия

19.10.10: Комментарии экспертов

Эксперты о Программе развития отрасли 2020

     Кадровый вопрос

     Росатом ежегодно будет вкладывать в развитие Национального исследовательского ядерного университета  МИФИ 400 млн рублей

     Госкорпорация "Росатом" ежегодно будет вкладывать в развитие Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" по 400 млн рублей, заявил глава Росатома Сергей Кириенко журналистам 8 октября в Москве. По его словам, такую же сумму дополнительно университету будет выделять федеральный бюджет. "Важно, что теперь университет стал не просто московским, у него есть филиалы практически по всей стране", - сказал глава Росатома. "В ближайшие годы здесь будет учиться более 1000 иностранных студентов", - сообщил Кириенко.

     Михаил Панин, директор Исполнительной дирекции программы создания и развития НИЯУ МИФИ, проректор НИЯУ МИФИ: «Те средства, что нам дает «Росатом», идут на несколько ключевых направлений»

     400 млн. рублей – это много. Эта сумма равна тем деньгам, которые нам в этом году дает федеральный бюджет на программу создания и развития МИФИ. В сумме получается 800 млн. рублей – это большие деньги.
Те средства, что нам дает «Росатом», идут на несколько ключевых направлений – развитие инфраструктуры университета, то есть приведение ее в нормальное состояние, ремонт, реконструкция. Львиная доля идет на это – более 250 млн. рублей. Также эти деньги идут на покупку оборудования – и учебного, и научного. Но это не определяющее направление, потому что основное оборудование мы покупаем на бюджетные деньги – примерно в 10 раз большее. Это не вина Росатома. Так просто записано в программе.
     Часть денег Росатома идет на реорганизацию университета, в частности, на открытый весной Волгодонский филиал – Инженерно-технический институт. В реорганизацию этого института мы в этом году и будем вкладывать деньги. Там есть что приводить в порядок. Часть этих денег идет непосредственно на те предприятия, которые заключают договоры с вузами – нашими филиалами, которые находятся в непосредственной к ним близости – Балахнинский колледж, Озерский технологический институт и т. д.
     Это все для нас очень важно, потому что прямые связи предприятий с теми учебными заведениями, которые готовят для них кадры, завязываются финансовым образом, организационным и методическим, в том числе. Накапливание таких связей – это важный момент. Так как помимо денег мы получаем еще и вторичный эффект – организационный и системообразующий, когда налаживаются связи между предприятиями и учебными заведениями, которые готовят кадры.
     Эти деньги помогут МИФИ в конкурентной борьбе с вузами западных стран за студентов тех стран, где собираются развивать атомную энергетику, а значит, помогут и в расширении нашего присутствия на мировом атомном рынке в будущем. В нашей программе есть специальный раздел, который посвящен развитию нашего международного сотрудничества, и в том числе, выходу на международный рынок ядерного образования. Это непростая задача, и мы прилагаем к этому большие усилия. Здесь мы идем четко в фарватере Росатома. Мы не берем студентов просто с рынка – единичных и разрозненных. Обычно есть крупный контракт или межправительственное соглашение, которое подписывает наша страна на создание того или иного энергоблока или ядерного центра с другой страной. И если речь идет о создании ядерного блока, то, как правило, МИФИ подключается туда для подготовки кадров.
     Мы ожидаем студентов из Вьетнама под крупный проект. Насколько я знаю, есть еще ряд проектов в стадии переговоров, к которым мы подключимся для подготовки кадров. Для этого мы создаем специальную базу, которая в основном будет сосредоточена в Обнинске и частично на московской площадке. Там будут заниматься именно подготовкой иностранных студентов. Есть средства, которые вкладываются нашей программой в развитие этих направлений – и рекламные мероприятия, и создание нормальных учебных мест, и комфортных условий обучения для иностранных студентов, а также для языковой адаптации, то есть для определенного комплекса мер в этом направлении. Речь идет о глобальном решении этого вопроса, поскольку Росатом планирует выход на глобальный рынок. В рамках этого мы, как базовый институт атомной энергетики, хотим активно участвовать в своем секторе, то есть в подготовке кадров – как национальных, так и интернациональных.

     Хусейн Чеченов, председатель комитета Совета Федерации по образованию и науке: «Нам надо выращивать своих ученых»

      Я думаю, что 800 млн рублей, которые НИЯУ МИФИ сможет ежегодно получать на свое развитие не только от государства, но и от госкорпорации «Росатом» (в размере  400 млн) - это очень приличная сумма, на которую можно многое сделать. МИФИ – это серьезный бренд, он котировался и котируется наряду с лучшими вузами страны. И сейчас МИФИ вполне соответствует своей репутации. Конечно, трудности 90-х годов не обошли этот институт стороной, но они сумели пережить их с минимальными потерями, сохранив не только большую часть научных кадров, но и сами научные школы.
     Я думаю, что самым правильным было бы использовать средства, которые выделяет бюджет и Росатом, на поддержку, развитие и обновление учебно-научной и материальной базы, которые необходимы для учебного процесса и научных исследований. В лабораториях МИФИ должно быть все самое лучшее. Нам надо выращивать своих ученых. И учить их на самом лучшем и современном оборудовании в наших научных школах, разумеется, учитывая и мобильность научных кадров.
     Второе направление развития МИФИ, которое, я уверен, необходимо всячески поддерживать – это экспорт образования. Мы должны стремиться к тому, чтобы наша доля по экспорту образования в мире была как можно больше, сейчас что-то около 3%. У США сегодня – это выше 23%. Вот на такие показатели надо ориентироваться. Я слышал такие экспертные оценки, что если бы сейчас мы обучали у себя столько же иностранцев, как в советские времена, это приносило бы нам 100 млрд долларов. За точность этой цифры не поручусь, но то, что экспорт образования – это серьезные доходы, говорит мировая практика. Но деньги – еще не все, это еще и позитивное отношение к нам за рубежом, формирующееся к нашим выпускникам в своих странах. Наши бывшие студенты-иностранцы, как правило, хорошо знают русский, они расположены к русской культуре, являются, в общем-то, пропагандистами наших научных школ, нашей системы образования. Многие из них сделали отличную карьеру, вошли в элиту своей страны.
     А если мы говорим о продвижении наших мирных ядерных технологий за рубежом, то наряду с теми новациями, которые РФ в этой сфере предлагает, и что существенно повышает конкурентоспособность Росатома (кредиты на строительство АЭС, долевое участие в строительстве, поставки топлива и т.д.), кадровое сопровождение таких проектов неоценимо.

     Новые стройки

     Представители Индонезии и России обсудили предложение российской стороны о постройке в Индонезии первой АЭС

     Представители Индонезии и России на текущей неделе обсудили предложение российской стороны о постройке в Индонезии первой атомной станции. Российскую сторону представлял заместитель председателя Государственной Думы РФ Валерий Язев, индонезийскую – член Палаты представителей Марзуки Али. «Развитие атомной энергетики должно поощряться как одно из решений проблемы истощения невозобновляемых источников энергии, - заявил председатель Народного консультативного конгресса Индонезии Хидаят Нур Вахид. – И долг правительства – обеспечить развитие индонезийской ядерной программы». Валерий Язев, в свою очередь, отметил, что Россия настроена на сотрудничество с Индонезией в сфере энергетики, в том числе, в области мирного атома. Российский представитель также заявил, что к работам могут быть привлечены и индонезийские компании, и подчеркнул, что России удалось наладить взаимовыгодное сотрудничество по проектам строительства атомных станций с Китаем и Вьетнамом.

     Игорь Игошин, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по науке и наукоемким технологиям: «Контракт с Индонезией будет означать расширение нашего проникновения на азиатский рынок, где есть очень сильные конкуренты – Япония и Южная Корея»

     Интерес Индонезии к атомной энергетике легко объясним. Это одно из крупнейших государств в Юго-Восточной Азии, энергетика которого очень сильно зависит от невозобновляемых источников энергии, в первую очередь, газа. Но, как известно, у газа как источника энергии есть два принципиальных недостатка: во-первых, его запасы сокращаются, а во-вторых, при его использовании образуются выбросы в атмосферу углекислого газа, за которые надо платить.
     Так что в этих условиях выбор Индонезии в пользу атомной энергетики вполне понятен. Учитывая, что это страна является архипелагом, думаю, речь могла бы идти об использовании плавучих АЭС, технологией производства которой мы располагаем. Я не исключаю, что наличие у России ПАТЭС может стать одним из аргументов того, что Индонезия примет наше предложение о развитии сотрудничества в области ядерной энергетики. Для нас это было бы очень интересно, поскольку контракт с Индонезией будет означать расширение нашего проникновения на азиатский рынок, где напомню, есть очень сильные конкуренты – Япония и Южная Корея.

      Иван Андриевский, управляющий партнер НКГ "2К Аудит - Деловые консультации"  / Morison International: «Использование ПАТЭС может быть вполне оправдано в отдельных регионах страны»

     Индонезия уже давно планирует строительство АЭС, однако пока власти страны пытаются получить общественное одобрение этого проекта. Поэтому, даже несмотря на одобрение МАГАТЭ и выбор площадок под АЭС, пока Индонезия никаких прямых переговоров по строительству проекта не ведет.
     Россия, которая считается одним из основных игроков на мировом атомном рынке, обоснованно рассчитывает принять участие в тендере на строительство АЭС в Индонезии, которое рано или поздно будет запущено.
Стоит отметить, что Россия рассматривает Индонезию как одну из стран, которой могут быть интересны ПАТЭС. Поскольку большая часть Индонезии - острова, использование ПАТЭС может быть вполне оправдано в отдельных регионах страны.
     Однако в данный момент Индонезию интересует, прежде всего, мощная АЭС, которая позволит частично решить проблему энергодефицита страны. ПАТЭС не смогут обеспечить требуемые мощности, поэтому их использование - это отдаленная перспектива. В первую очередь Индонезия планирует построить обычную АЭС. Впрочем, российские атомщики вполне могут рассчитывать на участие и в этом проекте.

     Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, член комиссии СФ по естественным монополиям, член комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды: «Позитивный опыт сотрудничества с Китаем и Вьетнамом, а также договоренности с Турцией дают нашим атомщикам серьезный козырь на переговорах»

     Если Индонезия примет наше предложение по взаимодействию в области ядерной энергетики, это будет серьезным шагом в нашем проникновении на рынок Юго-Восточной Азии. Позитивный опыт сотрудничества с Китаем (заключение соглашения о строительстве второй очереди Тяньваньской АЭС) и Вьетнамом, где также планируется строительство АЭС по российским технологиям, а также договоренности с Турцией дают нашим атомщикам серьезный козырь на переговорах.
     Индонезия сейчас быстро развивается, ей необходима энергия. Возможности же возобновляемых источников, таких как энергия солнца или ветра, в принципе ограничены. Поэтому, если смотреть в будущее, альтернативы атомной энергетике для Индонезии найти сложно. Ведь АЭС не требует частых загрузок топлива и дает экологически чистую энергию, чего не скажешь о газе, которым сейчас пользуется Индонезия.
     Как я слышал, правительство Индонезии собирается первый энергоблок строить на острове Ява – одном из самых больших и густонаселенных. Там, конечно, понадобится большой реактор. Однако, учитывая, что это архипелаг, думаю, было бы возможным в том числе, и использование плавучих АЭС. Они располагают реактором сравнительно малой мощности, что удобно для небольших островов. К тому же плавучие АЭС можно использовать и для опреснения воды, что актуально для Индонезии. Так что, если бы этот проект состоялся, это было бы очень интересное решение. У нас ПАТЭС еще только строится, но, я думаю, у плавучих станций большое будущее.

     Вопрос оптимизации
     Топливная компания «Росатома» «ТВЭЛ» приступила к реализации проекта по созданию промышленного парка во Владимирской области

     Топливная компания «Росатома» «ТВЭЛ» приступила к реализации проекта по созданию промышленного парка во Владимирской области. Парк планируется развернуть на избыточных производственных площадях ОАО «ВПО «Точмаш».

     Евгений Федоров, председатель комитета Государственной думы РФ по экономической политике и предпринимательству: «Логично, что компания «ТВЭЛ», занимаясь повышением своей эффективности, большое внимание обращает, в том числе, и на лишнюю площадь на своих предприятиях»

     Многие российские предприятия располагают излишними площадями, за которые теперь приходится дорого платить. Это, к сожалению, реальность. Досталось нам это из советского наследия, когда о таких вещах, как излишки площадей просто не задумывались – принципы ведения хозяйства были принципиально иными. К тому же, если речь вести о предприятиях Росатома, во многих случаях излишки производственной территории создавали искусственно, руководствуясь вопросами безопасности. А теперь их содержание требуют огромных вложений, причем без какой-либо экономической отдачи. Логично, что компания «ТВЭЛ», занимаясь повышением своей эффективности, большое внимание обращает, в том числе, и на лишнюю площадь на своих предприятиях – в нынешних экономических условиях это лишнее бремя и лишний расход.
    Поэтому идея создания технопарков на таких территориях мне представляется вполне здравой. Есть люди, которые хотят воспользоваться уже готовой инфраструктурой. При соблюдении мер безопасности – если речь идет о предприятиях, производящих стратегически важную продукцию – такие технопарки вполне возможны. По крайней мере, это экономически эффективный и разумный подход. Есть лишние площади, имеющие всю готовую для налаживания производства инфраструктуру, они простаивают. Так пусть лучше на них работают те, кто хочет и может.


     На краю земли
     Россия и Венесуэла подписали соглашение о развитии атомной энергетики в Венесуэле

     15 октября, в присутствии президентов России Дмитрия Медведева и Венесуэлы Уго Чавеса в Кремле было подписано соглашение между правительствами двух стран о сотрудничестве в развитии атомной энергетики Венесуэлы, сообщает департамент коммуникаций ГК «Росатом». Соглашение подписали генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко и  министр иностранных дел Венесуэлы Николас Мадуро. Соглашение, в частности, предусматривает строительство под ключ и эксплуатацию на территории Венесуэлы АЭС, состоящей из двух блоков (мощность каждого реактора -  1200 МВт). Кроме того, достигнута договоренность о строительстве исследовательского реактора для наработки радиоизотопов, которые предполагается использовать в медицине, сельском хозяйстве и других сферах экономики. Согласно документу, стороны также планируют сотрудничать в создании на территории Венесуэлы инфраструктуры, необходимой для перехода к активной фазе строительства атомной станции и исследовательского реактора.

     Сергей Кондратьев, старший эксперт Фонда «Институт энергетики и финансов»: «Заключение контракта с Венесуэлой стало важным шагом в расширении российского присутствия в Латинской Америке»

     В последние годы российские компании смогли существенно расширить свое присутствие на внешних рынках, были возвращены утраченные в 1990-е гг. позиции на традиционных российских рынках (страны Восточной Европы, СНГ), удалось выйти и закрепиться в новых регионах (Южная и Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и т.д.). Активная политика по расширению присутствия на зарубежных рынках при сохранении достаточно серьезных объемов строительства внутри страны (на данный момент мощность энергоблоков, находящихся в строительстве, превышает 9 ГВт, что является максимальным показателем за все постсоветское время) позволили атомной промышленности пройти экономический кризис 2008-09 гг. с относительно небольшими потерями по сравнению с большинством других отраслей экономики.
     Заключение контракта с Венесуэлой стало важным шагом в расширении российского присутствия в Латинской Америке. В последние годы венесуэльская экономика испытывала дефицит электроэнергии (из-за обмеления водохранилища крупнейшей в стране ГЭС Гури), что стало серьезным препятствием для дальнейшего наращивания нефтедобычи, увеличения объемов жилищного строительства и т.д. Строительство АЭС позволит решить проблему энергодефицита, существенно повысит надежность энергоснабжения.
     Крайне важным является и долгосрочность отношений в атомной энергетике - строительство АЭС обычно подразумевает дальнейшие поставки топлива, заказы на модернизацию и дополнительное оборудование и т.д. Фактически строительство АЭС определяет контуры сотрудничества на последующие 40-50 лет. И какие-либо изменения (смена поставщика топлива, поставщиков оборудования и пр.) сопряжены со значительными финансовыми затратами (как показал, например, опыт стран Восточной Европы, в 1990-е гг. попытавшихся изменить поставщика топлива и столкнувших при этом с определенными технологическими трудностями). Таким образом, заключенный контракт можно рассматривать как стабильный заказ и новые рабочие места для российской атомной энергетики на ближайшие десятилетия.
     Необходимо отметить и многогранность сотрудничества - наряду со строительством коммерческих АЭС, Росатом построит в Венесуэле исследовательский реактор для наработки радиоизотопов, которые предполагается использовать в медицине, сельском хозяйстве и т.д.
     В дальнейшем Венесуэла может стать своеобразным плацдармом для продвижения на другие перспективные рынки стран региона - Бразилии, Мексики, Аргентины, что позволит России закрепиться на одном из наиболее перспективных и быстрорастущих энергетических рынков мира.

Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.