Новости предприятия
20.04.11: «Нам не хватает 40-летних…»
«Нам не хватает 40-летних…»
Сегодня мы представляем единственную женщину, ставшую участницей «Золотого резерва-2009». Ольга Шмидт на момент попадания в проект работала в Санкт-Петербурге, в Радиевом институте им. Хлопина. Теперь она переехала в Москву, и работает во ВНИИНМ им. Бочвара. И хотя, по мнению Ольги, участие в «Золотом резерве» никак не связано с ее переездом и новой работой, обучение дало ей многое – и, прежде всего, системность мировоззрения, что чрезвычайно важно для руководителя.
- Каким образом вы попали в «Золотой резерв»?
-Случайно. Первый набор «Золотого резерва» осуществлялся по принципу самовыдвижения, но поскольку я ничего не знала об этом проекте, я не понимала ни его цели, ни условий отбора. В условиях конкурса было сказано, что участника может выдвинуть не только он сам, но и его коллеги. Со мной так и произошло – меня выдвинул Игорь Александрович Масленников, генеральный директор Радиевого института им. Хлопина, в котором я на тот момент работала начальником сектора.
Отбор осуществлялся по группам в форме ролевых игр. Но поскольку, повторюсь, я не понимала зачем меня оторвали от дел в довольно сложный отчетный период, даже не могу сказать, удивилась я или обрадовалась тому, что оказалась в тридцатке лучших, т.к. на тот момент относилась к проекту очень скептически. В то время я руководила довольно большим научным коллективом, в котором работали около 50 постоянных научных сотрудников и ежегодно проходили практику и выполняли дипломные работы до 10-15 студентов. Поэтому я считала, что всех высот науки управления я уже сама достигла и ничего нового мне дать не смогут.
-Изменилось ли это представление за время обучения? Что вам в личном и профессиональном плане дало это обучение?
-Первая же сессия, посвященная навыкам, необходимым для достижения успеха, оказалась настолько увлекательной и познавательной, что скепсис моментально рассеялся. Я вдруг осознала, что все элементарные, казалось бы, правила жизни, коммуникации, управления, конкуренции и т.д. выстроены в четкую логическую систему. Многие из этих правил я знала давно и активно пользовалась ими в работе, до многих доходила сама путем проб и ошибок, но никогда не видела в этом ЦЕЛОГО комплекса. А ведь именно при системном видении проблемы ее легче разрешить. Именно эта обучающая сессия оказалась для меня большим переворотом в осознании своих собственных взглядов на жизнь, на деятельность и на дальнейшие планы.
Вторая сессия - «Управление изменениями» - была уже больше направлена на решение общих производственных проблем, и основной идеей этого курса являлось создание из нашей группы единой команды.
-Удовлетворило ли вас качество обучения? Достаточно ли двух обучающих сессий или надо больше? Может быть, стоит расширить обучение, добавить в него новые темы?
-Качество обучения было очень высоким, тренинги вели преподаватели весьма серьезных компаний. О необходимости увеличения числа сессий мне судить сложно, т.к. я во всем боюсь «перебора». Нельзя допускать, чтобы проект перерос в обучение ради обучения. Все-таки участие в «Золотом резерве» не должно стать самоцелью. Этот проект должен быть инструментом, направляющим и корректирующим основную профессиональную деятельность.
-Какой проект вы готовили и защищали в рамках «Золотого резерва»?
-Тема проекта: «Обращение с нетехнологическими отходами при переработке ОЯТ», куратор проекта Агапов Александр Михайлович – на тот момент директор департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности ГК «Росатом».
-Когда произошел переход во ВНИИНМ им. Бочвара? Какая у вас теперь должность и чем вы занимаетесь? Есть ли карьерный рост в результате перехода? Связан ли переход с участием в «Золотом резерве»?
-Мой переход во ВНИИНМ напрямую не связан с участием в проекте. Во ВНИИНМе я работаю с середины сентября 2010 года на должности начальника отдела моделирования топливного цикла. Не знаю, можно ли это назвать карьерным ростом, т.к. ранее я управляла научным коллективом с конкретными задачами, сейчас же я, скорее, управляю проектами, что конечно, на ступень выше в научном плане. Однако знания, полученные во время обучения, безусловно, помогают мне в новой должности. Переход на новый качественный уровень своей профессиональной деятельности потребовал от меня знаний и навыков управления изменениями и умения видеть проблему со всех сторон, что требует порой изменения мировоззрения. Но больше всего мне помогают полученные во время обучения хорошие профессиональные связи с другими участниками программы. А это – дорогого стоит.
-Вы оказались единственной женщиной, попавшей в финал «Золотого резерва». Как вам работалось в чисто мужском коллективе? Были ли сложности?
-Никаких гендерных проблем не было, и особенностей работы в чисто мужском коллективе я никаких не замечала, возможно, потому, что мне не в первый раз довелось быть единственной представительницей слабого пола в рабочей группе.
-Выскажите свое мнение по кадровой проблеме, существующей сегодня в атомной отрасли. Как, по-вашему, ее надо решать?
-Это болезненный и сложный вопрос. Кадровая проблема в нашей отрасли связана не с отсутствием кадров вообще, а с отсутствием кадров конкретного возраста. Это 40-50-летние специалисты, обладающие хорошими знаниями и уже достаточным опытом работы, и при этом еще обладающими большим потенциалом развития. Я много работала со студентами, и с уверенностью могу сказать, что сейчас из ВУЗов ребята приходят очень хорошие, но специфика нашей работы такова, что для становления специалиста только хорошего образования недостаточно. В некоторых областях передать опыт уже и некому, а получить такой опыт самостоятельно зачастую невозможно или это довольно длительный процесс, пройти который способен далеко не каждый молодой человек.
Как решать эту проблему? Трудно сказать. Могу привести в пример известную мне радиохимию: сейчас в Росатоме осталось около 400 исследователей в области прикладной радиохимии (остатки научных школ в Санкт-Петербурге, Москве, НИИАРе, на ПО «Маяк», СХК, ГХК и небольшие коллективы на других радиохимических предприятиях). Эти коллективы, чтобы выжить, заняты, в основном, борьбой друг с другом за одни и те же проекты. Кроме того, объемы зданий и сооружений многих научно-исследовательских институтов в несколько раз превышают численность персонала в них работающего, поэтому содержание этих объектов ложится на плечи этого немногочисленного коллектива. Отсюда вытекает высокая себестоимость выполняемых работ. Возможно, по планам долгосрочного развития Росатома нет необходимости содержания такого большого количества НИИ. Тогда необходимо срочно принимать решение о закрытии части из них, и выводу их из эксплуатации, т.к. многие институты являются ядерными объектами. А всех оставшихся исследователей в области радиохимии сосредоточить на одном-двух объектах. При этом необходимо отметить, что материальная база практически всех существующих исследовательских институтов не позволяет проводить исследований на высоком уровне. Ситуация в отрасли на сегодняшний день такова, что если к 2015-2017 году не будут введены в эксплуатацию полифункциональный комплекс в НИИАРе и исследовательские камеры на ОДЦ (ГХК), то возможности проведения исследований с реальным ОЯТ в Росатоме будут утрачены.
Еще одна серьезная проблема – это недофинансирование проектов, что приводит к множеству недоисследованных и недопроверенных идей. В итоге – ни одной технологии на практике. Может быть, стоит, как это теперь принято говорить, консолидироваться? И вот тут-то точно понадобится умение работать в команде!
Подготовила Инесса Белова, ВНИИНМ им. Бочвара