Новости предприятия

28.06.10: «РОССИЯ» ВЕРНУЛАСЬ ИЗ АРКТИКИ


                                                                                         Комментарий к событию


                                           «РОССИЯ» ВЕРНУЛАСЬ ИЗ АРКТИКИ


     Спринтерски кратко начали свои выступления участники пресс-конференции, посвященной завершившемуся  24 июня рейсу атомного ледокола «Россия» по снятию с арктической льдины полярников и оборудования дрейфующей станции «Северный полюс-37». Эта пресс-конференция состоялась в Мурманске, на ФГУП «Атомфлот» Государственной корпорации «Росатом». Невольно родилась даже поговорка: слов мало, много дела.
    О том, что эта экспедиция не будет легкой и скорой, ее руководители говорили еще при отходе атомохода из Мурманска 16 мая. Продолжительность рейса в канадскую котловину арктического бассейна  прогнозировалась от трех недель до пяти. Вышло, как видим, и того больше. И насколько тяжелым даже для атомного ледокола был путь во льдах, цифры говорят лишь отчасти. Дорога до льдины составила 2901 милю, обратно в Мурманск - 2819. Причем, атомоход шел почти на пределе возможностей ядерной энергетической установки - использовалось 90 процентов ее мощности, сообщил капитан атомного ледокола «Россия» Александр Спирин. Но ни разу установка не подвела, и в этом несомненная заслуга экипажа атомохода.
   «Этот рейс уже вошел в историю ледового мореплавания, - пояснил руководитель экспедиции «Высокоширотная Арктика-2010» Владимир Соколов. - Он совершен в самый сложный в ледовом отношении период года и  в самый труднодоступный район Арктики».  Достаточно сказать в подтверждение его слов, что в это время в канадской котловине до атомохода «Россия» не бывало ни одно судно. А начальник дрейфующей станции «СП-37»  Сергей Лесенков противопоставил всей серьезности ситуации комментарий с хорошей дозой юмора, свидетельствовавшего, что полярники не утратили за 270 суток дрейфа этого спасительного чувства. «Двум нашим собакам, зимовавшим уже второй срок на льдине, на этот раз работать не пришлось: не было, кого отпугивать, всего один медведь приходил к лагерю, еще в сентябре. Кто же за триста миль от ближайшего берега потащится…».
    Известно и другое: дрейфующая станция из-за попадания льдины в так называемый дрейфораздел начала разрушаться, что и потребовало свернуть работу полярников  значительно раньше намеченного срока. Хотя как посмотреть: 270 суток вроде бы и немало, но сами же полярники на пресс-конференции привели многоговорящие данные. Оказывается, рекордная по продолжительности существования дрейфующая станция «Северный полюс-22» продержалась восемь с половиной лет, коллективы полярников на ней меняли много раз. Но все относительно в этом мире. Сравнение «производительности» научных исследований на льдине вчера и сегодня просто поражает: суточный объем полученных на «СП-37» данных равен годовому объему собранной  информации на любой из дрейфующих станции, ее предшественников. Вот почему, оценивая сделанное, Соколов особо подчеркнул, что в заслугу полярникам и помогавшим им морякам надо также поставить безопасную эвакуацию дорогостоящего научного оборудования. Впрочем, как и очистку льдины от мусора и хлама, за этой деятельностью полярников следили на этот раз  не дикие хозяева Арктики - полярные медведи, а наблюдатели с самолетов береговой охраны США, не раз наведывавшихся в район дрейфа «СП-37». А капитан Спирин прокомментировал так: «Собрали все до последней дощечки, что видно сверху, с вертолета. Может, что-то в ледяных разломах и не удалось увидеть». И весьма к месту пояснил, что при подходе  атомохода к льдине на ней едва просматривалась трещинка, а когда собрались через несколько дней уходить, ледокол свободно вошел в эту, стремительно разросшуюся трещину…
     Со своей позиции оценил результаты рейса «России» генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша: «Нас интересовали темпы движения атомохода в районе Арктики с малоисследованными льдами. Этот рейс - своеобразный задел для организации транзитного плавания, перспективы которого становятся все очевиднее, и уже прояснятся этим летом». Он имел в виду ожидаемое транзитное плавание из Европы в Азию Северным морским путем крупнотоннажных судов компании «Совкомфлот» с грузом газойля на Сингапур. Таким образом, к вывозу из Арктики углеводородного сырья в направлении на Запад добавится и восточное направление. И это не единственный транзитный проект. Ведутся переговоры о поставке по Севморпути железорудного концентрата из норвежского Киркенеса в китайский Шанхай. Похоже, что и Чукотку эффективнее обслуживать грузоперевозками с Западного района Арктики. Подытоживая сказанное, Вячеслав Рукша заметил: «Затраты на перевозки северным маршрутом должны стать сравнимы с южным вариантом через Суэцкий канал - так сегодня встает задача. И в этом плане данные о высокоширотном плавании во льдах атомохода «Россия» будут весьма кстати».
   Ну а в чисто научном плане исследования, проведенные на дрейфующей станции «Северный полюс-37», тоже весьма оправдывают себя. По мнению Владимира Соколова, с учетом их можно сделать заключение, что природные изменения в Арктике сейчас проходят точку нестабильности - то ли продолжение процесса потепления будет, то ли идет глобальное похолодание, тенденцию к которому ученые начали отмечать с 2008 года. Но то, что климатические перемены значительны, показала даже бытовая сторона жизни полярников на льдине. Произошло нечто: за долгие месяцы, проведенные в ледяной пустыне, они выловили немало рыбы -  мелкой полярной трески, именуемой сайкой. Такого никогда раньше в этих высоких полярных широтах не было. Соколов считает, что рост биопродуктивности в Арктике - это наивысшее проявление значительных климатических изменений в данном районе планеты. Так что ученым есть над чем задуматься. И не только им.

Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.